Мало кто сомневается, что 70-е годы были самыми богатыми и насыщенными в истории рок-музыки. Большинство жанров и направлений развилось именно тогда. Сложные формы рок-музыки находили отклик у массового слушателя и привлекали крупных издателей. Впервые и единожды установилась хрупкая гармония между авангардом и коммерческим успехом. Прог-рок в своей многоликой массе превращался чуть ли не в моду, привлекая все новых последователей в свои ряды. Легко понять издателей и слушателей, которые запутались в этом бурном потоке, ведь толком еще не существовало ни соответствующей терминологии, ни глубоких исследований. Поскольку количество групп в тот период достигало астрономического числа, рождение сверхновых «звезд» иногда проходило незамеченным. Среди последних, например, такие первоклассные исполнители, как французы WEIDORJE, бразильцы SOM NOSSO DE CADA DIA, испанцы CRACK и многие другие. К сожалению, судьба единственного альбома итальянской группы MAXOPHONE – это еще один яркий казус подобного рода. Лишь годы спустя этот альбом оценили по достоинству: более 10-ти переизданий (последнее из которых состоялось в 2011 году на японской «BELLE») и почетное место среди «звезд» италопрога: AREA, BANCO, PFM и др.
Одними из таких вдохновленных новичков были бывшие студенты консерватории из североитальянской провинции Ломбардии. В 1973 году они образовали секстет MAXOPHONE, в котором намеревались соединить джаз, рок и классику. С собой они принесли большое количество духовых, струнных и клавишных инструментов. Первые попытки найти издателя принесли разочарование. Так, по воспоминаниям лидера группы Роберто Джулиани, продюсер одного международного лейбла предложить им сделать наложения кларнета и горна на невостребованные записи... Джими Хендрикса!
1975 год выдался наиболее удачным не только в истории рок-музыки, но и карьере MAXOPHONE: под крылом издательской фирмы «Produttori Associati» вышел их единственный альбом, а сами музыканты гастролировали совместно с певцом Эугенио Финарди и группой AREA. По большей части это были бесплатные выступления. Дело в том, что публика Италии с ее вечным левачеством отказывалась платить за места, и музыканты покрывали недостачу со своих гонораров. Таким образом, к 80-м годам «серьезных» композиторов и исполнителей постепенно вытеснили поющие «манекены», электронно-танцевальная музыка и сан-ремовская попса.
Конечно, главный козырь альбома «Maxophone» – это очень оригинальная стилистика. Редкий случай. В группе собрались очень яркие, разносторонние и подготовленные музыканты-мультиинструменталисты: 6 основных участников + приглашенные скрипачки, виолончелистка, арфистка и контрабасист. Примеряя музыкальные стили словно маски, они с поразительной легкостью меняют «облик» музыки: от «тяжелого» симфо-рока, сквозь джаз- и брасс-рок, до классики камерного оркестра и авангарда. Их музыку отличает горячий итальянский темперамент, а в сочетании с удивительной пластичностью смываются границы между классикой и роком, что находит сильный эмоциональный отклик у подготовленного слушателя. Центральное место в музыке занимает дуэт клавишника Серджо Латтуада и гитариста Роберто Джулиани. Первый играет в менере, близкой к раннему английскому арт-року, а второй тяготеет к предельно жесткому звучанию гитары. Особенно характерна для дуэта композиция «Elzeviro», которую трудно описать иначе, как... очень ранний прогрессив-метал, пронизанный духом GENESIS. Очень к месту, а главное оригинально используются духовые, но, в основном, в прелюдиях, напоминая оперные увертюры. Несомненный лирический и мелодический дар скрашивает эти богатые полотна и пронизывают сказочной нитью весь альбом. Отдельных слов заслуживает очень выразительный экспрессивный соло-вокал басиста Альберто Равасини, а хоровое пение отличается богатством оттенков, деликатностью, мягкостью и чистотой. Самый яркий пример: «Al Mancato Compleanno Di Una Farfalla». Остальные композиции – это преимущественно оригинальные «закрученные» симфонические полотна с различными сочетаниями гитары, органа, вибрафона, трубы, флейты, саксофона, кларнета и т.д. Образно выражаясь, начинка любой композиции – это прекрасный цветок, который неистово прорывается наружу из-под бутона клавишных прелюдий, духовых отступлений и джаз-роковых передышек. В них нет одинаковых повторений, а эпилоги разрешаются в авангардном стиле. Джаз-рок наиболее ярко выражен в теме «Fase».
«Il Fischio Del Vapore» и «Cono Di Gelato» уже много лет «кочуют» с переиздания на переиздание, но это не более чем просто приятные «довески» к альбому (подобно «Love Hurts» NAZARETH для «Собачьей шерсти») с последнего сингла группы 1977 года. Эти песни, а точнее баллады, записаны в стиле поп-джаз, поэтому заметно контрастируют с альбомом; они красивы, но бедноваты в аранжировках.
Подводя итоги, по мнению автора этой статьи, альбом входит в Топ-5 лучших произведений италопрога за 70-е годы. Неизвестные никому представители итальянских традиций в этом жанре смогли объединить строгий академизм классики и напористость рока в очень оригинальном альбоме. И это благодаря широкому кругозору, мастерству и огромному таланту.
(C) Андрей ГАЕВСКИЙ (автор книги «Рок Восточной Европы)