МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
David Cross Band (UK) - 1997 - "Exiles"


David Cross - cellos, violins
Dave Kendall - keyboards
Dan Maurer - drums
Mick Paul - bass
Paul Clark - guitars
Robert Fripp - guitars
John Wetton - vocals
Peter Hammill - vocals

О составе. Тот факт, что на альбоме нет неизменной обычно клавишницы Sheila Maloney, пресс-центр Кросса объясняет: она в декрете - родила "очередного ребенка", а вот почему здесь не работает "старый" басист-вокалист, виртуоз и блестящий поэт John Dillon, непонятно, хотя он присутствует как... художник, оформитель обложки, буклета. Ну, присутствие вокалистов Уэттона и Хэммилла понятно, а бас? Неясно.

Альбом. Из 8 вещей 4 инструментальные, по 2 песни поют по очереди Уэттон и Хэммилл. Первая, Exiles. "Изгнанники" - это известная вещь из альбома King Crimson "Larks' tongues in aspic" (1973), авторство которой целиком за Кроссом (в те годы вообще едва ли не лидеру группы). На четвертом уже сольнике скрипача она звучит в несколько иной интерпретации. Если в составе старой группы Дэвид выделялся как любитель авангардного звучания, то в "личном" творчестве он пришел к более традиционному Классическому Арт-року, но с очень выраженным инструментальным "драйвом", богатым энергетикой. Впрочем, сейчас рассматриваемый альбом несколько отличается от двух предыдущих, сформировавших "фирменный" саунд коллектива, но очень непринципиально. Об этом в рецензии. Итак, "Изгнанники" 1997 года много менее авангардна и психоделична, нежели оригинал. Вокальные темы сохранены без изменений (равно как и Уэттон поет идентично), но "игровая" часть претерпела изменения в аранжировках. Они стали Другими и чуть более доступными ("avantgarde out"), богатыми, но традиционно арт-роковыми. Впрочем, в этом их и ценность: не нарушается знакомая "стилистика Кросса-соло", да и обычный "перепев" едва ли бы себя оправдал.

Следующая песня Tonk - за Питером Хэммиллом. Возможно, умышленно, но эта вещь также выдержана в манере, характерной, в частности для King Crimson's "Starless and Bible Black" (1974-1). И только две эти вещи имеют аналогии со старой группой из всего творчества Кросса. Вязкие, тяжелые риффы прямо вызывают из памяти лицо Фриппа. Здесь он в основном составе, и известно, что "приложил" свою (со-)авторскую руку к двум вещам. Эта явная "его", хотя персоналии авторов не указываются - просто written by the Band. Но допущения открытых аналогий Кросс и здесь не допустил - поет не Уэттон, а Хэммилл в своей уникальной манере, тем самым "уводя" слушателя в несколько иную директорию. Также мощный акт. Скрипичные аранжировки доминируют в альбоме, но много места остается и для клавишника и, особенно, для трех гитаристов, присутствие здесь которых, вероятно, и было призвано сделать этот диск самым тяжелым (в рамках, конечно) в дискографии David Cross.

Slippy slide, Duo - обе инструментальные пьесы. В первой из них буквально вслед за нежным вступлением клавишных и скрипки в композицию врываются мощные гитары. Дальнейшее действо происходит в ключе, не слишком далеком от Прог-метала с богатой скрипичной импровизацией. И лишь Duo является единственной пространственной, spacey-пьесой на альбоме. Ударных нет. После довольно продолжительного и оригинального интро на пиано и синтезаторе к развитию темы подключаются столь же "осторожные", психоделические скрипка и соло-гитара, более опирающиеся на оригинальное звукоизвлечение.

Пятая This is your life - одна из двух "умеренных" вещей альбома вместе с "Изгнанниками", и здесь снова поет Уэттон. Можно сказать, также нехарактерная для "привычного" Кросса пьеса, но никаких аналогий нет даже близко, однако впервые небольшое количество инструментальных аранжировок. Fast, инструментал, идущий следом, сразу бросает в кровь адреналин, на то он и "Быстрый". Великолепная, стилистически близкая к Slippy slide, композиция с мощным гитарным драйвом. На Troppo снова поет Хэммилл, на сей раз отлично от своего привычного стиля. А именно - он использует, кроме "текстового" вокала, также солидный и оригинальный вокализ. В отношении музыки снова в базисе чаще доминируют тяжелые риффы, как обычно, подкрепленные скрипкой. Here - восьмая заключительная композиция - также весьма мощна, хотя смена темпа здесь происходит чаще чем в инструменталах 3 и 6. Заключает ее припев- речитатив Уэттона, позаимствованный из This yoyr life уже без какой-либо инструментальной поддержки. Очень короткий.

Резюме. В целом - очередной великолепный продукт от Дэвида Кросса, одного из очень немногих ветеранов, выдающего продукцию, отмеченную качеством 70-х. Привлечение в ряды группы столь известных имен способствовало повышению интереса к этому, в общем-то, достаточно "скрытому" проекту. И если раньше альбомы выходили только в Европе на мало кому даже из Прогменов известной германской фирме "Inside Out" (букв. "Шиворот-навыворот"), то данный альбом издала и массивная независимая "Cleopatra" в США (хотя до сих пор из сонма имен, "имеющихся" у данного лэйбла, отыскать Прог было, наверное, невозможно). Возможно, где-то оправдано решение Кросса использовать двух известных, и отличающихся от Диллона вокалистов, но честно говоря, мощный голос последнего мне (именно в составе Кросса) нравился больше. Тем более, один вокалист сохранял монолитную концептуальную голосовую палитру, тогда как два совершенно разных гениальных певца сделали альбом очень контрастным. Двумя-тремя композициями оказалось слегка нарушено "фирменное" звучание ансамбля. Впрочем, минусы эти не столь значительны, т.к. база инструментальная, аранжировки, как и прежде, остались на высочайшем уровне. 5,5 баллов из 6.



МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА