МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Corea, Clarke & White (USA) - 2011 - "Forever"

«Return To Forever» — как много звуков в этом имени слилось... Согласно аннотации, Чик Кориа и его коллеги – Стэнли Кларк и Ленни Уайт – давно мечтали вернуться к своим джазовым истокам, приняв форму акустического трио. Чик Кориа надолго засел за рояль, Ленни Уайт ограничивается шебуршанием по тарелочкам, а Стэнли Кларк взялся за контрабас. Поэтому, несмотря на заветную троицу из классического состава «Возвращения в вечность» и слова forever в заголовке, альбом заинтересует прежде всего любителей джаза, а не рока.

Первый диск представляет собой сбор из концертных выступлений, проходивших, в основном, в оклендском клубе «Yoshi’s», а состоит большей частью из умиротворяющих джазовых стандартов в формате классического трио 50-60-х гг. Спокойные и романтичные пассажи Чик Кориа главенствуют почти в каждой композиции, тогда как контрабас исключительно по причине своей тихости немного оттенен в сторону. Впрочем, мастерства импровизатора Кларка это нисколько не умаляет, тем более, что одной из лучших на первом диске стала именно его композиция «La Cancion De Sofia». Обновленная версия «No Mystery» подсаживает на крючок разомлевшего слушателя знакомыми фьюжн-интонациями и подготавливает к материалу второго диска.

Музыка на втором диске записана в студии и более интересна, так как группа вплотную подобралась к своим джаз-роковым корням. Стоит заметить, что еще в 2008 году состоялся концерт-реюнион Return To Forever, в котором приняла участие упомянутая троица и гитарист Эл Ди Меола из последнего состава RTF. В данном случае, движимое стремлением подобраться к своим истокам трио пригласило исходного гитариста Билла Коннорса. Не удивительно, что большинство композиций второго диска состоит из материала пластинок «Гимн седьмой галактики» и «Легкий как перышко», и по-прежнему вызывает восхищение. Исполнение отличает высокое мастерство и солидная сдержанность в противовес юношеской напористости начала 70-х. Более четкая игра позволяет уловить нюансы и по-новому взглянуть на старый материал. Кроме того, более плотное участие Жана-Люка Понти привело к тому, что скрипка порой не уступает право голоса другим инструментам. Ну, а то, что в программу попала даже оригинальная композиция Понти «Ренессанс», можно только поприветствовать, ведь это – классика фьюжн. «High Wire – The Aerolist» и «I Loves You Porgy», в целом, вписываются в леноватую канву первого диска, но вокал Чаки Хан оживляет их.

В целом, взаимодействия обоих солистов мне напомнили о другом двойном предраспадном альбоме Return To Forever – «Live» 1977 года. Некогда единый в своем джаз-роковом порыве коллектив стал распадаться на одиночные, виртуозные, весьма затянутые сольные номера в духе традиционного джаза. И вот спустя почти 35 лет музыканты вовсе не собираются реанимировать электрический фьюжн, а лишь в некоторых местах дразнят слушателя приемами из 70-х. Формула круговорота жизни в фильме Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» полностью применима и к творческой жизни этих музыкантов.

(C) Андрей ГАЕВСКИЙ


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА