МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Категории Прогрессива - Часть 6
Progressive Folk Rock

Продолжая разбор категорий Прогрессивного Рока, принятых для классификации исполнителей жанра на западе, мы подходим к направлению Progressive Folk Rock.

Как известно, элементы народной музыки используют многие коллективы и исполнители, и если некоторые из них (к примеру, британцы Steeleye Span и Fairport Convention), в основном, опираются на собственное музыкальное наследие, то групп, использующих в своих аранжировках фолк самых разных народов количеством намного больше. Каждый ставит перед собой определенные цели. Сначала я покажу, кого в эту категорию "принимают" западные музыковеды, а позже осмелюсь поделиться собственными соображениями на этот счет.

В западной классификации исполнителей Progressive Folk Rock образцом, эталоном жанра признаются вышеназванные коллективы Steeleye Span и Fairport Convention, хотя я лично не считаю их музыку особо прогрессивной: быть может, лишь в нескольких отдельных композицях. В целом же, это скорее просто наиболее виртуозные и успешные ансамбли, занимающиеся обработкой народной музыки.

Среди современных исполнителей первенство сегодня за Iona, использующих, как и Renaissance, женский лид-вокал. Это действительно весьма крепкая команда, - на базе народных шотландских мелодий они разворачивают интересные и оригинальные аранжировки подлинно прогрессивного характера. Вторыми часто называют американцев Tempest, группу, существующую еще с начала 90-х, но которая добилась крупного успеха лишь в 1996 году, когда заключила контракт с компанией "Magna Carta". Многие любители Прогрессива, думаю, согласятся, что любой альбом Tempest - суть "Jethro Tull Greatest Hits". Эти американские ребята, не мудрствуя лукаво, откровенно взяли за основу Талловское звучание образца "Aqualung". Представьте себе этот альбом, только с (еще!) чуть более простыми аранжировками, только со скрипкой и современным звуком,- и вы получите хоть и заочное, но вполне точное представление о Tempest.

Что касается моего отношения к стилю, то я бы первым делом вспомнил о Gryphon, чей 1-й альбом целиком и полностью состоит из аранжировок английских мадригалов. В дебюте эта группа вообще вызывает ассоциации с придворным камерным оркестром. А в третьем альбоме-шедевре Грифона уникальным образом прижились одновременно Классическая музыка, Фолк и Рок. "Red Queen to Gryphon Three", на мой взгляд - самый успешный пример, образец стиля, хотя и сложный для восприятия.

На современной сцене прогрессивного Фолк-Метала британцы Skyclad - вне всякой досягаемости. Кто предпочитает стремительные скрипичные проходы под жестко "металлическое" звучание, ориентируйтесь на альбомы раннего периода. Тогда как два альбома, выпущенные ансамблем в 1996-и - почти арт-роковые. Постарайтесь не пропустить эту уникальную группу. Здесь вы встретите крепкие, выразительные риффы, мужественный вокал, стремительное соло гитары и скрипки, множество кельтских мелодий...



МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА