МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

Глава III - Жанры и формы - Часть 18



К операм сквозного типа можно отнести такие разные образцы как «Страсти» Яна Андерсона и группы Jethro Tull. а также «Падение Дома Ашеров» Питера Хэммила. Если первый из них - своеобразная пародия на жанр «Страстей» в духе народного балаганного действа, то второй - ближе всего к европейской опере с речитативами, диалогами, ансамблями и хорами. Необычность этой шестиактной оперы придает фигура рассказчика-комментатора в духе античных трагедий («Chorus»), а также большой вес балладного начала. Оно концентриру¬ется в двух узловых эпизодах оперы - двух балладах Родерика Ашера, выполняющих функцию арий («Спящая» в I акте и «Дом с привидениями» в VI). В отличие от «Агнца», произведение Хэммила имеет сквоз¬ное волновое развитие, направленное к генеральной кульминации и трагической развязке - катастрофе, которая венчает этот «готический» сюжет.

Наиболее значительные в музыкальном отношении сцены и эпизоды оперы - это хор призраков, сопровождающий действие от начала до конца, две баллады главного героя, первая из них становится «первым раундом» для траурной пассакальи V акта, звучащей в духе танго- манеры. Интересен заключительный VI акт, связывающий разбросанные сюжетные линии и образные сферы в кульминационном катаклизме. Ужасы готического романа, переданные в новелле Эдгара По, оригинально воплощенные в музыке оперы, окутаны особой звуковой аурой, где преобладает тембр органа, на фоне которого так ярко иыделяются живые человеческие голоса.

Но самое главное открытие Хэммила состоит в том, что все эпизоды, ансамбли и хоры прочно вплавлены в процесс драматургического развития. В этом можно убедиться, прослушав вторую балладу Родерика, которая развертывается в момент кульминационного нарастания и преображается буквально на глазах, от куплета к куплету. Она меняется тонально-гармонически, мелодически, неизменным остается только ритм. Нагнетают напряжение и испуганные реплики друга Роде¬рика, они вторгаются и разрывают куплеты баллады, усиливая тем са¬мым их внутреннюю драматургическую слитность. Расчлененный синтаксис как нельзя лучше подводит к кульминации оперы - моменту, когда призрак леди Медлин (Медлин, восставшая из гроба) появляется перед потрясенным братом и забирает его с собой в преисподнюю. Опе¬ра «Падение дома Ашеров» является образцом психологической драмы, где важен музыкально-обобщающий план. И это выделяет ее в контоксте других произведений подобного жанра.


СЫРОВ Валерий Николаевич

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА