МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

Глава III - Жанры и формы - Часть 15



Говоря о статических, медитативных, минималистских, сонорных и прочих композициях, в которых рок использует творческий опыт пост-авангарда. Мы еще не касались музыкального языка: мелодики, гармонии, метроритма. Разговор о ладо-гармоничсской сфере - впереди, а пока отметим одно. В большинстве своем ладоинтонационная основа статических композиций проста и даже элементарна - это сознательная ориентация на простейшие архетипы. Статические и остинатные формы органично соединились с натуральной диатоникой и модальностью - и здесь поиски современных композиторов пост-авангарда оказались со¬звучны тому, что происходит в рок-музыке. И диатоника, и модальность оказались близки изначальной природе рока. Как правило используют¬ся крайние формы диатоники, включая пентатонику и еще более про¬стые ладовые образования, а остинатность, которая все это объединяет, позволяет преодолеть барьер обыденного сознания и погрузиться в глу¬бины подсознательного, что и является одной из фундаментальных идей статической композиции и рока.

Итак, мы рассмотрели два пути в преодолении песенно-куплетного стереотипа: внешний (отход от куплетной регламентации и образо¬вание составных и сюитных конструкций, примером чего является му¬зыка Gentle Giant и Jethro Tull) и внутренний (осознание драматургических связей и использование их возможностей). Второй путь связан с образованием самостоятельных инструментальных форм, кото¬рые в свою очередь подразделяются на драматически-конфликтньк (King Crimson, Van Der Graaf Generator) и статические (Can, Tan¬gerine Dream, Брайан Иноу и др.). Рассмотренные примеры не исчерпывают всего многообразия форм арт-рока. И прежде чем отправиться дальше, отметим, что главным принцип рока как раннего типа мышления - это разнообразие ре¬шений, отсутствие типовых схем и композиционных стереотипов, один из которых - песенно-куплетный. Исследователь, который привык к четким законченным классификациям, будет чувствовать себя неуютно, попадая в мир «беззаконных», непредсказуемых и меняющихся буквально на глазах звуковых объектов. Этот мир - в стадии становления, В нем все движется и перемещается. Он нестабилен и эксцентричен, скрывает под собой фундаментальный закон классического мышления. Типологически рок-музыка ближе эстетике классических эпох: романтиз¬му. барокко, средневековью с его крайними полюсами: религиозной мистикой и карнавальным смехом. Главное - это смешение всего со всем, испытание на прочность существующего, изобретение нового как переиначивания, перефразирования старого.


СЫРОВ Валерий Николаевич


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА