МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

Глава III - Жанры и формы - Часть 8



Путь драматургического переосмысления куплетного стереотипа выводит рок на качественно иной уровень организации. Это и иной харак¬тер восприятия музыки, когда слушателя перестают удовлетворять при¬вычные слуху последования и структуры, когда усложнившиеся поэти¬ческие тексты требуют более развернутого музыкального высказывания и более сильных контрастов.

Эта тенденция намечается у Beatles. Например, интересна «А Day in the Life» - мощная кода альбома «Сержант Пеппер». Один из ее тонких драматургических штрихов - выращивание алеаторического эпизода «хаоса» из безобидного малосекундового мо¬мента, возникающего в концовке куплета (распевается фраза «I'd love to turn you on...»). Разрастающееся глиссандо достигает апокалиптических масштабов вселенской катастрофы, производя сильное эмоциональное и художественное воздействие. Привлекает именно драматургическая иыстроенность композиции, где наряду с генеральным контрастом есть и проработка деталей и где, несмотря на составную логику, рождается драматургия сквозного типа - непрерывное восхождение к финалу и последнему сияющему аккорду-катарсису.

В музыке Beatles большое значение приобретают разного рода инструментальные связки, переходы, заключения, коды. Иногда инструментальное заключение разрастается в самостоятельный раздел («Come Together», «I Want Her» из альбома «Abbey Road»). У Beatles пока еще нет чисто инструментальных композиций, но инструментальные эпизоды во многих случаях намечают развитие музыкаль¬ных форм арт-рока, в которых драматургическая тенденция является ведущей.

СЫРОВ Валерий Николаевич


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА