МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

Глава III - Жанры и формы - Часть 6



Более естественно в рок-музыке чувствовала себя сюитная форма. Ее не следует отождествлять с рассмотренными выше составными формами, где степень интеграции в целое более высокая. Хотя во многом они и близки по духу. Влияние европейской сюиты проявилось во многих альбомах «проте¬ста» и арт-рока. Перечислить их все невозможно, упомянем лишь некоторые: «Желтая подводная лодка» (вторая сторона альбома, составленная из оркестровой музыки к одноименному мультфильму Beatles), «Сюита пяти мостов» группы Nice, многие сюитоподобные альбомы Moody Blues, «Путешествие к центру Земли» и «Шесть жен короля Генриха VIII» Рика Уэйкмана, «Таркус» и «Картинки с выставки» Еmerson, Lake & Palmer, «Орфей» по опере Монтеверди группы Focus…

Как правило все эти сюиты - музыка объективного склада, порой с мотивами картинности, что соответствует природе жанра. Из ранних образцов интерес представляет «Симфонический портрет одного дня» группы Moody Blues. Это самый настоящий сюитный цикл, яркий по образам, цельный по настроению и единый по содержанию. В нем 7 отдельных номеров, начиная с «Утренней зари» и кончая «Ночью в белом атласе». Несколько иное, более «дискретное», преломление сюитной тради¬ции в творчестве Рика Уэйкмана, свидетельством чему стали «Шесть и короля Генриха VIII». этот своеобразный музей женских портретов. Также «Листомания» - музыка к фильму Кена Рассела, составленная из произведений Листа и Вагнера. И этот номерной тип сюиты стал в рок-музыке преобладающим.

Образцом неоклассической трактовки жанра является «Сюита № 1» Роберта Фриппа, Записанная в докримзоновские времена на альбоме 1968 года, она включает серию разнохарактерных пьес - танцевальных, технически-этюдных - и демонстрирует широту кругозора и юмор моло¬дого начинающего автора. Надо заметить, что и сегодня, по прошествии 30 лет, Фрипп иногда обращается к сюитной форме, о чем свидетельст¬вуют альбомы «Fripp & the League of Crafty Guitarists» 1991 г и особенно «The Bridge Between» 1993 года.

СЫРОВ Валерий Николаевич


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА