МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

Глава III - Жанры и формы - Часть 4



Древнее происхождение подобных форм не вызывает сомнения, их можно встретить, кроме Gentle Giant, и в творчестве других ренессансно-фольклорно ориентированных групп, в частности, у Jethro Tull («Minstrel In the Gallery» и «Songs From the Wood»). Но при этом заме¬тим, что в народной музыке принцип составности, во-первых, связан с четкой куплетной строфичностью, а во-вторых - с тематической однородностью. То, что наблюдали мы - это усложнение самой техники монтажа, и этот путь заключает в себе большие возможности.

J Иной путь в преобразовании песенно-куплетного стереотипа - контакт с европейскими классическими формами и жанрами. Ведь в самом генезисе балладной формы на уровне куплета заложены не только вариантность с ее продвижением-развертыванием, но и репризность. Речь идет о простой двухчастной репризной форме АВАВА, ставшей впоследствии весьма характерной для европейской музыки. Родственница бар-формы, она, вероятно, произошла из баллады и связана песенным генотипом. Эту гипотезу мотуг подтвердить и темы классических вариаций, и миниатюры романтиков - Шумана, Шопена – которые иногда использовали вариант этой формы с повторенным вторым разделом (ААВАВА). Может быть, поэтому обращение к репризной, а от нее и к сонатной форме, в русле исканий арт-рока не было беспочвенным, при этом, конечно, надо учитывать и непосредственное влияние этих высокоразвитых форм. Ведь не следует забывать, что многие создатели арт-рока имели солидную академическую выучку.

Некоторые из них вдохновлялись шедеврами классиков и использовали репризные структуры. Подтверждает сказанное творчество Emerson, Lake & Palmer, Yes, Focus. Особый интерес вызывает интерпрета¬ции сонатной формы - самой трудной для рок-музыки и самой дплской от песенно-куплетного стереотипа. За материалом обратимся к Творчеству Yes. Музыка Yes смело отходит от примитивных песенных форм рока, что уже видно в записях начала 70-х годов. Свободная строфика поэти¬ческих текстов, непривычное для раннего арт-рока соединение вокаль¬ного и инструментального вызывают к жизни крупные формы и циклы, ююрых заходила речь в обзоре.

С точки зрения овладения целостной крупномасштабной формой интерес представляет композиция «Close to the Edge» из одноименного альбома. Жанр ее трудноопределим, лирическое настроение здесь соседствует с планетарностью, космизмом. Это своеобразная рок-поэма о раздельных областях человеческого духа. В ней есть психоделическое держание и медитативность, тибетская символика и христианские ноши. Если исходить из структуры поэтического текста, то композиция состоит из четырех разделов, каждый из которых имеет свой подзаголовок: 1. Внушительное время перемен, 2. Общая масса сохраняется, 3. Я взлетаю - я падаю. 4. Периоды в жизни человека.

СЫРОВ Валерий Николаевич


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА