МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

Глава III - Жанры и формы



Одна из характерных особенностей рока это изначальный синкре¬тизм выразительных средств, нерасчленимость музыкального и поэти¬ческого, вокального и инструментального, композиторского и исполни¬тельского. Рок-музыка объединяет в одном лице поэта и музыканта, творца и исполнителя. Понятие исполнительской интерпретации в при¬вычном смысле здесь попросту отсутствует, так как отсутствует само понятие произведения, некоего эталона, закрепленного в нотном тексте. Музыкально-поэтическое созидание находится в постоянном процессе активного перефразирования, перепрочтения, истолкования. Конечно, и рок имеет собственные темы, сюжеты, свои «evergreen» мелодии. Но все это лишь подсказка к активному жанрово-стилевому переосмыслению. Перед нами совершенно иной тип творчества и ком¬муникации. нежели тот, что сложился в сфере академической музыки и воплотился в известной формуле «композитор - исполнитель - слуша¬тель».

Синкретизм рок-музыки выдает в ней фольклорные корни и роднит с древней бардовской традицией. Самые яркие представители рока - это личности, соединившие в себе талант поэта, композитора, певца, гита¬риста. актера, шоумена, продюсера и т.д. Таких универсальных личн" стей европейская музыка давно уже не знает. По мере стилевого расслоения, движения от фольклорного к профессиональному происходит и разложение синкретизма. Это ведет к разделению ролей поэта и композитора, композитора и аранжировщика. В рок-группе выделяется поэт, иногда в состав приглашается поэт со стороны», как это было у Procol Harum и King Crimson. На передний план выдвигается фигура музыканта-профессионала. В большинстве случаев это пианист с консерваторским или университетским образовииием (Кит Эмерсон. Рик Уэйкман. Керри Миннер, Жан Мишель Жарр), иногда струнник (Джон Кейл, Дэвид Гросс. Джерри Гудмен), реже гита¬рист (Роберт Фрипп). Как же это влияет на музыкальные жанры и фор¬мы? Рассмотрим их развитие.

Как известно, ранний рок пребывал в русле песенного движения и опирался на жанры фольклорного происхождения. Так, например, пе¬сенно-балладная форма складывается из куплетов по восемь, шестна¬дцать и, реже, тридцать два такта (внутренняя структура куплета может варьироваться - ААВВ, ААВА, АВСА - но неизменным остается прин¬цип соотношения основного и связующего материала. Блюзовый квадрат, на котором строится большинство рок'н’роплов, имеет 12 тактов (ААВ). Но в ходе стилевой эволюции происхо¬дит активное преобразование куплетного стереотипа. Это заметно как на куплетном уровне (трансформация квадратных структур внутри купле¬тов), так и в масштабах всей песенной формы (сглаживание стыков за счет усиления сквозного развития). Усложнение песенно-куплетных структур началось довольно рано. Свободное развертывание строфы, особенно характерное для английского стихосложения, естественно провоцирует отклонения от квадратных периодов. Да и сама композиция перестает быть слепком поэтического цикла, музыка становится более активной в организации формы, приоб¬ретет гораздо большую автономию. Стихийно возникают развернутые инструментальные отыгрыши, связки, эпизоды, разработки.

СЫРОВ Валерий Николаевич


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА