Именно в конце 80-х годов наблюдается оживление в этой сфере: возрождаются Yes, ELP, Can, активизируется творческая деятельность таких мастеров, как Роберт Фрипп, Питер Хэммил, Питер Гэбриел, Брайан Иноу, Джон Кейл, Холгер Зукей, Роберт Уайатт, Фред Фрит, Фриц Катлер и др. Во-вторых, и что особенно важно, выдвигаются новые фигуры, творчество которых формировалось под непосредственным влиянием ветеранов арт-рока. К нему можно отнести группы Univers Zero, Pres¬ent, Dead Can Dance, Art of Noise, Cocteau Twins, отдельных музы¬кантов: Даниеля Дени. Джона Цорна. Дэвида Сильвайна. Марка Рибо и др. .
Но второй половине 80-х идет концентрация интеллектуальной энергии рока, он словно собирает силы для нового подъема. Изменяется мышление, оно становится более тонким и чувствительным, «артефакты» 70-х попадают на новую для них почву, обнаруживают способность интегрироваться в новые структуры. Техника цитирования, став менее сложной и изощренной, преодолела шокирующую новизну коллажей прото-арта и раннего арт-рока. Иной стала и психология восприятия: слух за двадцать лет привык к стилевым контрастам, и его стало грудно чем-то удивить. Расширился спектр ассоциаций и символов. Кроме того, «пост-арт» демонстрирует и некоторую стилевую переориентацию. Изменяются культурно-стилевые приоритеты: в меньшей степени они ограничены классической эпохой (барокко, классицизм, романтизм), все больше подключаются культуры доклассические, но также классика и авангард века нынешнего. Диапазон ассимилированных явлений особенно широк: от нео-примитивизма Орфа до нигилизма Райха, от додекафонии до алеаторики и электронной музыки. .
В музыке «пост»- и «нео-арта» отсутствует единая творческая платформа, единый «большой» стиль, как это было в арт-роке 70-х. Слишком рпзличны по своим истокам явления, входящие сюда. Так. Например, сиитсз европейской средневековой музыки и средиземноморских мотивов от мавританской Испании до ближнего Востока, осуществляет группа Dead Can Dance, основу которой составил дуэт английского музыканта Милтона Перри и испанской певицы Лиз Геррард. Особенно богат альбом «Aion» 1990 г, где звучит каталонская песня V-VI века, итальянское сальтарелло XIV
века, духовные напевы и восточные монодии. Всему этому соответствует и архаическая гармония, впитавшая в себя средневековые модализмы и натуральную диатонику, а также фактура - склонность к бурдонным звучаниям. .
Совершенно иное представляет собой бельгийская группа Univers Zero, ориен¬тирующаяся на европейский профессионализм бартовски-хиндемитовского толка, соединив традиции камерного музицирования, характерность сонорно-тембровой палитры с импульсивностью рока и обостренной динамикой. Нетрадиционный для рока состав включает кларнет, гобой, фагот, струнные, что делает эту группу похожей на европейский камерный ансамбль. Развернутые мно¬гоплановые композиции ранних Univers Zero менее всего похожи на компо¬зиции рока - настолько первоисточник опосредован. Скорее это некое пограничное явление, своеобразная «третья» музыка. Лучшие альбомы - «1313» 1977 г с 15- минутным «Рондо» и жестко-гротесковой «Карабос», «Сеuх De Dehors» 1981 г и «Used» 1984 г. (в последнем выделяются композиции «Странная микстура доктора Шварца», «Парад» и «Эманация»), хотя отменные вещи есть и в прочих альбомах группы периода 1977-86. Лидер Univers Zero - барабанщик Дэниель Денни.
Гитарист Univers Zero Роже Триго в 1980-м создал свою группу Present. Ее альбом «Triskaidekaphonie» с 30-минутной психоделической композицией «Яд, который лишает рассудка» свидетельствует о том, что музыканты верны избранному в Univers Zero направлению, хотя и видят опасность его академизации. Отметим также и сольную работу Денни, альбом «Сириус и призра¬ки» 1991 г, где европейская традиция не столь очевидна.