МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

«Пост-арт» 80-90 годов, Часть 1



Как уже говорилось, судьба арт-рока во второй половине 70-х – начала 80-х очень драматична, как самостоятельный стиль он постепенно сходит со сцены, уступая место другим направлениям рок-музыки и молодежной музыки. Не выдерживают натиска и распадаются Van Der Graaf Generator, Focus, Emerson, Lake & Palmer, Gentle Giant, Can. Облегчается стиль Genesis, изменяет свою арт-роковую ориентацию Jethro Tull, становясь все более хардовой. Меняется и возрожденный King Crimson, неколько тяготея к «новой волне», но и в таком качестве распадается в 1984 году. .

Все громче раздаются голоса о том, что время артистических забав и интеллектуальных изысков прошло, что рок-музыке пора вернуться к строгой простоте, к широкому слушателю. И особенно сильно в этой критике достается арт-року и техно-року. .

В эти годы арт-рок как бы растворяется в других направлениях рок-музыки, подобно разбегающимся кругам на воде, он расходится вширь, вступает в контакт со стилями, которые, качалось бы, всегда были к нему в оппозиции. .

Так, влияние идей классической и старинной музыки уже отмечалось в связи с хард-роком, о чем свидетельствуют альбомы Cream, Deep Purple, Led Zeppelin и Uriah Heep – лучших представителей это¬го направления. Линия на хард-н-арт была подхвачена в 80-90-е гг в модифика¬циях «тяжелого» рока. Можно отмстить работы экс-«Цеппелина» Робер¬та Планта, активно внедряющего в свои композиции приемы симфони¬ческой аранжировки (альбом «Fate of Nation» 1993 г с композициями «The Greatest Gift», «If I Were a Carpenter»), медленные баллады групп Metallica, Whitesnake, Rainbow. Конечно, «арт» здесь фигурирует в простейших формах цитирования классики (например, музыка из григовского «Пер-Гюнта» в альбоме Rainbow 1995 года) или фактурно- аранжировочных приемах, и не преобразует существенно систему выра¬зительных средств и форму, которая, как правило, остается строфически-куплетной.

В русле музыки «хард-энд-хеви» выделяется творчество гитаристов, черпающих идеи у классиков от Баха и Бетховена до Паганини и Листа. Это Ингви Мальмстин, Эдди Ван Халлен, наш Виктор Зинчук со своими обработками классических «хитов». Сдвиги в творческом сознании рокеров очень заметны: уже никого не раздражает соединение рок- группы с симфоническим оркестром или скрипками, у гитаристов стало хорошим тоном говорить об образованности, о школе. Последнее из разряда ругательных слов перешло в разряд уважаемых.

СЫРОВ Валерий Николаевич


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА