МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Merge


Страна: США.


Изменения состава: (1998): Nima Rezai – Chapman Stick, Stick-synth; Dan Hetlin – saxophones, flute; Murray Gusseck – drums; Chip Webster – keyboards, percussion; with: Halez Modirzadeh – Ney, clarinet. (2005): NE; DH; Brad Ranola – drums, percussion; Randy Graves – guitars, didgeridoo, koto; with: Jesus Florida – 7-string violin; Masaru Koga – flute, Saz. (2012): NR; DH; BR; RG; with: Jesus Florido – violin; Harry Scorzo – violin; Michael Alvarez – cello; Adam Darling – el. & ac. guitars; Christopher Garcia – el. drums, tablas, djembe; Kevin Goode – piano; Houman Pourmehdi – daf, udu; Delton Davis – vibraphones, darbuka, santour; John Zeretzke – kamanche; Milad Derakhshani – taar.

Ансамбль Merge основал в середине 90-х проживающий в Штатах персидский (иранский) композитор и басист Nima Rezai. За 20 лет существования его проект издал три студийных альбома – все под разными «вывесками», почему-то – и один концертный “Live in London” 2004 года. Если быть точнее, за одноименной программой Merge последовала "Separate Worlds", озаглавленная как Nima & Merge, тогда как третий диск вышел под именем Nima Collective, невзирая на то, что состав (штатных участников) не изменилcя.

Большая часть дебютного альбома Нимы представляет в равных пропорциях прогрессивный джаз-фьюжн и традиционный – в основном, свинговый – джаз-рок, но некоторые из композиций в обоих случаях щедро обогащены мелодиями персидской и курдской музыки: в основном, благодаря Ney-ю – разновидности флейты, широко распространенной в западной и центральной Азии. Есть также несколько эпизодов симфо-арт-рока и ряд типично фри-джазовых импровизаций. Хорошая программа, но далеко не шедевр, в отличие от второй.

Альбом "Separate Worlds" представил Ниму в апогее его творчества как композитора (и бас-гитариста), а его аккомпаниаторов как состав исключительно высокотехничных музыкантов. Полет авторской фантазии поражает воображение, равно как и «пируэты» инструментальных партий. В итоге, большинство из представленных здесь вещей оказались шедеврами с большой буквы. Основной стиль – прогрессивный джаз-фьюжн, на сей раз в обрамлении как восточных, так и европейских народных мелодий. Кто-то бы назвал это World Fusion-ом, но там музыка, в основном, размеренная, тогда как здесь она очень часто скоростная и плотная одновременно. Конечно, формула «Восток встречается с Западом» была решена еще в 1984-м в “Conversations”, единственном совместном альбоме Lakshminarayana-ы Subramaniam-а и Stefan-а Grapelli, но тут, все-таки, все звучит иначе. Не пропустите.

Но вот третий альбом Нимы, мягко говоря, озадачил всех – а тот ли это музыкант, что создал «Отдельные миры»? Тот же состав, масса гостей на разных инструментах, многие из которых экзотические… А материал – World Fusion, но исполненный посредством поп-музыки, включая танцевальную. Набор простеньких, прозрачных, строго прямолинейных вещичек собственного изготовления чередуется с кавер-версиями и интерпретациями песен The Beatles, Jimi Hendrix-а и Sting-а! Лучшие здесь номера хуже худших из позднего Alan-a Parsons-a, ибо сходство есть, но не в пользу Нимы. Что он станет делать после такого провала, как вернет репутацию? Серьезный вопрос.

Дискография: 1998 - "Merge", 2005 - "Separate Worlds", 2012 - "Songs of Strange Delight".


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА