МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Рождение Прогрессивного Рока

Начать, конечно же, эту рубрику следует с рождения Прогрессивного Рока. Все-таки 1966 год с Битловским "Револьвером" можно считать только "эмбриональным" периодом. Год был переломным для ансамбля, когда устав от битломании, они отказались от гастролей, и студийная деятельность показала их гигантский рост от альбома к альбому в сравнении с полупопсовым периодом первой половины 60-х. Да, заслуг Beatles никак не умалишь - они приоткрыли "дверь" в мир более глубокой музыки. Во второй половине десятилетия их стиль, безусловно, можно характеризовать как Hard'n'art, очень реальный Протопрогрессив, но настоящий Прогрессив еще за два года до появления собственно этого жанра, как самостоятельного течения в рок-музыке, стали исполнять Pink Floyd. Какую цену заплатил наркоман Syd Barrett вы прекрасно знаете (есть информация и в Справочнике в материале о Pink Floyd) за создание Новой музыки, но это произошло. Что это было - воля Небес? Карма у этого музыканта серьезная, но может быть, в этом и было его земное предназначение. Как бы то ни было, жаль, что роли Барретта в становлении Прогрессива почти не уделяется внимания.

В окружении текущих альбомов тех лет "The Piper at the gates of Dawn" выглядит как инородное тело, - столь необычна музыка, представленная в альбоме. "Планетарный мистицизм", придуманный Барреттом, либо навеянный ему, несет в себе нечто неземное, таинственное и загадочное. До сих пор я слушаю этот диск с огромным удовольствием, и с течением времени он не теряет своей притягательной силы. Да простят меня читатели, но лично я ощущаю "рок-альбом всех времен и народов" "The dark side of the moon" как весьма простой хард-н-блюзовый проект с очень яркими мелодиями, но где вся психоделия, характерная для двух дебютных программ ансамбля, сводится лишь к умелому использованию звуковых эффектов, но не построению композиций. Собственно Психоделия была утеряна Pink Floyd уже после "A saucerful of secrets", созданного Уотерсом под сильным впечатлением от дебюта и от идей Барретта в частности. Впрочем, не исключено употребление психотропов и другими участниками группы в те годы. Лишь частично Психоделия вновь проявилась в "Animals", но в целом это просто самый Прогрессивный альбом ансамбля.

Не настаиваю, а просто советую, предлагаю: обратите свой взор назад, послушайте снова оба первых диска Pink Floyd. Неужели не поражают воображение такие эпические вещи как "Interstellar overdrive" (1967) & "A saucerful of secrets" (1968)? И кто в окружении в эти годы близко приблизился к столь "заумному" звучанию... "Animals" и оба этих альбома до сих пор остаются для меня наиболее ценными произведениями группы, хотя я никоим образом не оспариваю мощное воздействие очень красивых программ 1971, 1973, 1975 и 1979 годов и также отношу их к разряду шедевров. Каждый из них звучит иначе, чем предыдущий, а коллектив открывал новые горизонты рока, равно как и грани своего таланта. В прошлом году Прогрессив отметил свое 40-летие. Сегодня это уже взрослый и умный "дядя", переживший трудный переходный возраст в 80-е и 90-е.

ПРОГРОК В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА