МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Обзор интересных альбомов прогрессивного рока и металла 2012 года. Часть 1.

Однажды, давным-давно, известный польский писатель Станислав Лем обнаружил, что у него скопилось много идей и сюжетов, и он не представляет себе, когда он будет писать по ним книги. В результате Лем придумал новый жанр - рецензии и предисловия к несуществующим книгам. Так появилась «Абсолютная пустота» (рецензии) и «Мнимая величина» (предисловия). Так и у меня скопилось много впечатлений от громадного количества прослушанных альбомов, но вот рецензировать каждый из них их не было ни времени, ни желания. А поделиться впечатлениями хочется, поэтому в обзоре я описываю не столько сам альбом, сколько свои впечатления и информацию об исполнителе. Конечно, многих альбомов я не касался по причине отсутствия не только впечатлений, но и интереса к ним. Частенько бывало, что даже не дослушивал альбом до конца, настолько он был неинтересен. Но вот на самые-самые, на мой взгляд, альбомы, я все же кое-что написал. И начну я с эпидемии, случившейся в прошедшем году у ветеранов прог сцены. Имя ей Ностальгия.


Ian Anderson - 2012 – “Thick as a Brick”

Очень похоже на то, что дело было так. Совершенно случайно, может быть мельком, заслуженный ветеран прог-рока Ян Андерсон увидел на полке свой старый знаменитый альбом, взял его в руки, погладил и … тут-то его «эпидемия Ностальгия» и прихлопнула. Он встрепенулся, как старый боевой конь при звуке трубы, и тут же загорелся желанием написать продолжение, даже толком не понимая, зачем это нужно. Я тоже, как и многие, был удивлён, что Ян выпустил альбом под своим именем, а не под брендом Jethro Tull. Но оказалось, что по музыке этот альбом ближе к сольному творчеству Андерсона с некоторыми вкраплениями JT. Сам Андерсон объясняет это так: «Мне показалось, что правильно будет выпустить пластинку только под моим собственным именем, чтобы не вредить бренду Jethro Tull. Едва ли эта запись будет иметь большой коммерческий успех.» Опасения понятны, года не те, не попрыгаешь с флейтой по сцене, как в былые времена, нет того заводного огонька в музыке. Но думается мне, не только в этом причина, учитывая то, что в списке музыкантов отсутствует Мартин Барре. Хоть альбом и получился вполне приличным, впечатления от него примерно такие же как и от других альбомов-продолжений знаменитых музыкантов, выпущенных в последние годы - слушать можно, но делать этих продолжений не стоило. Да и всё последние творения Андерсона, как сольные, так и с Jethro Tull, по настроению больше напоминают ворчание усталого рокера.


Steve Hackett – 2012 – «Genesis Revisited II»

У Стива Хакета это уже второй случай «болезни». Последний раз это случилось в 1996 году, но сейчас, видать особенно сильно, раз он выпустил аж двойной альбом. Альбом 1996 года включал в себя чуть больше половины классических композиций Genesis периода 1971-77, и я не сказал бы, что это был удачный эксперимент. Это же альбом очень даже неплох. Все вещи, кроме одной, классика раннего Genesis. Правда всё было исполнено без особых изменений, но другими музыкантами и вставлены музыкальные фрагменты акустической гитары.


The Keith Emerson Band – 2012 – «Three Fates Project»

Ещё один «заболевший» ветеран, Кит Эмерсон решил заново переписать некоторые вещи периода расцвета ELP, а именно с альбома «Trilogy», ну и ту самую композицию Tarcus, добавив несколько других, свежих композиций. А вот все партии клавишных доверил исполнить Мюнхенскому симфоническому оркестру. Подобное исполнение бывает удачным, а бывает - нет. В данном случае и то и другое. Всё достаточно интересно, но вот невозможно избавиться от того, что в голове звучат пассажи самого Эмерсона на Moog-е и других аналоговых синтезаторах. В общем, оценивайте сами, а я послушал пару раз и хватит.


Rick Wakeman – 2012 – «Journey to the Centre of the Earth»

Следующий в списке Рик Вейкман. Но здесь несколько другая картина. У Рика была мечта написать музыку по мотивам своей любимой книги, что он и сделал в 1973 году. А дальше начались мытарства с поиском лэйбла и, самое главное, финансов для записи в студии. Как известно, финансов не нашлось, и только с помощью своих друзей оркестраторов удалось организовать небольшой концертный тур и записать материал вживую с концерта в Королевском Альберт холле. Однако из-за ограниченного времени звучания винила, 54 минуты материала были урезаны до 36. Но, не смотря на это, альбом был распродан тиражом 14 миллионов. В 1999 году Вэйкман написал продолжение истории. И, казалось, окончательно забыл. В 2009 году, как рассказал сам Рик, он обнаружил в одной из старых коробок партитуру полного варианта Путешествия. До этого у него не возникало мыслей что-либо восстанавливать, так как он считал, что этот материал был интересен только для своего времени. Но, обнаружив ноты, он решился. В результате 3-х летней работы был записан полный студийный вариант «Путешествия к центру Земли». Признаюсь, я с некоторой опаской начал его слушать, но всё оказалось прекрасно. Альбом слушается отлично и сегодня. Из всего обилия творчества Вэйкмана как раз мне больше всего запомнился именно этот альбом и «Артур…», и была некоторая досада, что альбом не записан в студии. Поговорка «Лучше поздно, чем никогда» здесь очень даже к месту.


Flying Colors – 2012 – «Flying Colors»

Этот альбом имеет косвенное отношение к прогрессив року и металлу. Дело в том, он громыхнул настолько сильно, что не упомянуть его просто нельзя. А косвенное отношение к прогрессив року, потому, что, хоть это и хард рок, проект организован бывшим прог металлистом, а ныне свободным художником, играющим где угодно и как угодно Майклом Портным и гитаристом Стивом Морсом, имеющем последние 16 лет постоянную прописку в Deep Purple. Каждый привёл своего музыканта, Майкл - Нила Морса, куда ж без своего закадычного друга, Стив - басиста из своей группы Дейва Лару, ну и попеть пригласили Кейси Макферсона из альт-роковой группы Alpha Rav. Давно я не слышал в хард роке что-то более чем просто хорошее, а этот альбом получился просто убийственным, да и классический прогрессив всё же присутствует: в последней 12-ти минутной композиции.


Николай “Берендей” Веремеев


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА