МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Несколько рецензий на прогрессивные произведения литературы (2)

Макс Брукс - «Мировая война Z»

Местами интересно, местами скучно, а порой противно мне было читать этот репортаж: достает ведь Брукс-младший своим ура-патриотизмом, а еще более шовинизмом. Американцы и тут "впереди планеты всей": самые дисциплинированные/ ответственные/ честные/ бескорыстные: самые лучшие, в общем. Сие можно было бы списать на стереотипность, так сказать, штатовского мышления, если бы не факт, что у Макса все интервьюируемые, когда-либо "имевшие дело" с русскими (а это представители самых разных национальностей), называют нас не иначе как Иванами. Так, все скопом, нас звали только немцы, да и то лишь до перелома во II Мировой Войне. Когда выйдет фильм по МВZ, американцы в кинотеатрах встретят его концовку овациями, стоя, ибо на них вся эта каша, прежде всего, и ориентирована, а бурно, коллективно выражать свои восторги по себе, победоносным, всем надирающим задницу в кино, им не привыкать. Главное, однако, что эта книжка отнюдь не оригинальна, как утверждают здесь некоторые, если не многие, уважаемые коллеги-лаборанты. Вспомните о гигантском количестве как литературных, так и кинематографических произведений о зомби. Что в МВZ нового, если даже уничтожение живых мертвецов - только выстрелом в голову - происходит стандартно-шаблонным, не допускаюшим вариаций методом, который (наверное, ровесник первого стрелкового оружия), словно, действительно имел место: был проверен на деле. Идея подать в виде интервью вполне могла быть позаимствована у Мураками, Подземка которого действительно социальна, в отличие от этой, заведомо коммерческой, "эпопеи". Так или иначе, МВ-Z это - в лучшем случае завуалированный плагиат, ибо тематика зомби затаскана донельзя, и ничегошеньки нового Брукс-младший к ней не добавил.

Чарльз Маклин - «Страж»

Гениальное произведение: впрочем, что эти два, таких традиционных, слова значат сами по себе! Начинается как типичная история о шизофренике (словно автор долгое время работал психиатром), и хотя эта фабула частично сохраняется и в дальнейшем, вещь-то в целом – не что иное как подлинно *мистический* триллер. Основа самой древней религии в мире, идея реинкарнации сама по себе, конечно же, не нова, но такого блестящего ее использования в беллетристике, как в «Страже», пожалуй, не было. Две параллельные линии повествования от одного лица столь различны (как непересекающиеся прямые в Эвклидовой геометрии, хотя здесь, скорее, мир Лобачевского), что многих заставят чесать «репу» в попытке осмысления послания, а некоторые просто плюнут в сердцах, да отложат книжку. Но какое это на самом деле наслаждение вникать в произведение искусства, которое очень глубоко и, в то же время, являет множество «подводных камней». Исполненный (кажущихся) противоречий, «Страж» отражает суть нашего двойственного мира, и оттого столь же идеален как сочетание ноля и единицы. А это сочетание есть информационное поле, в котором мы, собственно, и пребываем, по крайней мере, на данном, земном – если грубо – уровне. Возвращаясь к выделенному слову: когда высоким жанровым званием мистики одаривает такие опусы как «Омен» и иже, это бред собачий. Во все века, и поныне, мистиками называли и называют людей, доподлинно знающих о нелинейности «нашего» пространства, явственно ощущающих соседство «иных» миров. Из опять-таки «наших» (ирония: все мы жители Земли, какие нации – просто разные кармы!) это Рерих, Блаватская, ой, да куда я полез, когда корни в 5000 лет позади, в Бхагавад-Гите. В общем, хотел сказать, Сэр Маклин тоже наш человек. Не сочтите, что умничаю – такие мысли навеял «Страж». Да, еще одно примечание: Как и Йен Пирс ("Перст Указающий"), Маклин – создатель лишь одного шедевра, но зато такого, что стоит целой библиографии многих и многих.

Андрей Дашков - «Мечты сбываются»

Как сказал Шопенгауэр, "Многие люди склонны к иллюзии, что жизнь им дана для счастья". Андрей Дашков по-своему вторит философу в этом сборнике, мораль которого я отчетливо понимаю как "Не ожидайте пощады от постоянного процесса старения (итд), что зовется жизнью". В отличие от большинства произведений Дашкова крупной формы, представленные здесь рассказы – яркие примеры нового слова в магическом реализме, хотя Метафизическое, в основном, лишь едва намечено. Главный же лейтмотив – препарация отдельно взятой человеческой психики и, прежде всего, главного врага личности – страха, в различных его проявлениях, но особенно перед самой жизнью, которая суть и есть тот самый неумолимый процесс. Очень много философских умозаключений: мрачных, но оттого не менее актуальных, нежели позитивизм, говоря обобщенно. Совершенно не заботящийся о возможности коммерческого успеха, движущийся вдали от проторенных дорог в литературе писатель с очень оригинальным стилем, тем не менее, перекликается здесь с отцом-основателем «мрачного» магореализма Эдгаром По. Один рассказ, "Домашнее Животное", явственно навеян "Коллекционером" Фаулза, которого Дашков очень чтит (много более, чем я).

Дмитрий Липскеров - «Демоны в раю»

Хотя хороший, но, тем не менее, "Демоны" слабее большинства прочих произведений этого автора. Поэтому, зря Вы так: "это первое, и конечно последнее мое чтение Липскерова", при том, что отзыв в целом, и особенно его финальный аккорд, противоречат заявлению. Я сам диву даюсь, отчего писателя повело в любовно-авантюрно-плутовской квази-реализм. Его "фирменное блюдо" - сплав магореализма и сатиры с действом в некоей близлежащей от нашей, но, все же, альтернативной реальности характерен для всех его романов (есть еще повести и рассказы, но там реализм+постмодернизм), однако в меньшей степени для "Демонов", а также "Русского Стаккато" и "Леонида". Для неофитов в МР, наверное, нет лучшего "места" для отправления в путь, чем творчество Липскерова, ибо пишет он легко и очень доступно. Через него, как по мосту через бурные воды, намного проще перейти к пониманию иных школ МР: сначала классической, пражской, потом, при желании, латиноамериканской (которая, впрочем, слишком отдалена от нас по ментальности, да и несколько бедновата на метафизические сущности - кроме Кастанеды, конечно). Стартуйте с "Последним сном", "Родичами" или "Осенью", с их очаровательной магической атмосферой и элегантной простотой слога, и вам наверняка захочется продолжить знакомство. Ни в коем случае не начинайте с "Демонов" и даже с "Леонида" (хотя это лучшая его вещь, в противовес данному произведению и "Русскому Стаккато"). Многим поклонникам Пелевина Липскеров понравится тоже, хотя своего "Чапая" ему, скорее всего, никогда не написать. Те же, кто пресытился, пребывая в поисках глубины философской мысли и находя ее даже там, где ее и в помине нет, обращайтесь почаще к хоку:
"Что-то демоны распелись При полной луне... Март наступает." (Кетансюбеки)
Я тот еще хокуист, как и хоккеист, в смысле никакой, но тем не менее:
"Мне навстречу едет трактор: Все коленки голые... Ясен пень, апрель грядет."

Джордж Мартин - «Буря мечей»

Я недавно заставил себя прочесть "Бурю мечей" - взял у соседа. Если сравнивать с Желязны, кто после серии великолепных романов на основе мифологии стал играть по правилам рынка, "опуствшись" до Амбера и иже, ниже некуда, рост Мартина (который, напротив, начинал в крупной форме весьма вяло: Умирающий Свет с его долгими и нудными полетами "крылатых" (или окрыленных?) людей), как писателя здесь налицо: динамика действа, яркие герои. Тем не менее, все одно попса: характерное для фэнтези отсутствие причинно-следственной связи, предельно «событийное», коммерчески заведомо успешное, построение сюжетной канвы и, как логическое следствие, чрезмерно гипертрофированная любовь масс, обожание, умиление. Одним словом, масскультура, пусть и в одном из самых лучших своих воплощений.




МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА