МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Современный Прогрессив – Размышления

Хотел написать просто отчет о концерте The Flower Kings 8.12.12, но получились размышления о состоянии современного прог-рока вообще. Досадно, что современный прогрессивный рок ассоциируется в массовом сознании с группами вроде The Flower Kings (далее – TFK), Pendragon, Dream Theater и пр. В последние годы Швеция вышла на авансцену гламурного прогрессива, тогда как представители соседних Финляндии, Норвегии и Дании почти не заметны на фоне вездесущих земляков Аббы. Хотелось бы, конечно, пожелать большего, прежде всего, коммерческого успеха талантливейшим датчанам, вроде Secret Oyster или Taylor’s Universe, но кажется, что успех иных групп формируется какими-то стихийными, отнюдь не творческими обстоятельствами. Вообще, излишняя популярность в мире прогрессива это повод насторожиться, а не бежать за компакт-диском, польстившись графиками продаж.

Чтобы избежать голословных утверждений, обратимся к статистике. Единственный московский фестиваль, который долгое время радовал любителей прога, это «InProg». Его проводил в жизнь на пределе своих финансовых возможностей журнал с похожим названием «InRock», а конкретнее, известная в определенных кругах семейная пара журналистов-меломанов Владимир Миловидов и Елена Савицкая. Не то чтобы фестиваль был прямо-таки лучшим из лучших, просто выбирать как-то особо и не из чего. И вот горькая правда жизни. Неужели в таком богатейшем и огромном по численности городе Евразии, как Москва, не может найтись хотя бы тысяча прог-меломанов, лишенных известных проблем русского провинциализма, таких как нищета и скудость культурной жизни? Может быть, проблема как раз в переизбытке московских квазисобытий, которые дезориентирует потенциального потребителя хорошей музыки? Возвращаясь к фестивалю, подавляющее большинство его так называемых хедлайнеров – из Швеции: Samla Mammas Manna, Nightingale, The Flower Kings, Beardfish, The Tangent (эти хотя и англичане, но Ройне Столт и здесь успел поиграть) и опять, значит, The Flower Kings. Интересно, с чем связано это «шведское лобби»? В мире 258 стран, в Европе около 50… Чем все-таки заслужили потомки викингов свое московское вездесущие? Последние три группы выпускались на лейбле «InsideOut», и, в общем-то, стилистическая разница между ними невелика. Оцените сами эволюцию фестиваля от «серьезных» SMM до самовповторов в виде TFK.

Концерты основных групп бывших участников проекта Transatlantic состоялись на разных площадках по масштабу. В 2009 году Dream Theater выступили в Лужниках, а TFK удостоились лишь «предбанника» Олимпийского стадиона – Клуба Козлова, что при бассейне. Однако, чем нынешние Dream Theater лучше/интереснее/прогрессивнее нынешних же TFK в разницу в десятки тысяч кв. метров вместимости одним лишь социологам и психологам известно. Вопрос не творческий, а маркетинговый. В дополнение хочу сообщить, каков же был культурный фон, на котором выступили TFK. К нам что-то зачастила «мадемуазель, которая поёт блюз» и с недавнего времени является лицом одной российской парфюмерной компании, а также «героиня» Мирей Матье, обладательница награды «Доблесть и отвага» от… Следственного Комитета России. Такой анекдот... хотя действительно, спеть сразу для Путина и Муаммара Каддафи, для этого требуется определенная отвага. Но обе певицы, пардон муа сё каприс данфан, с ностальгическим душком: по перестроечному видео и по застойным временам соответственно. Как видите, столичные меломаны мечутся главным образом между нехитрыми блюдами: «ихняя» Патрисия Каас и «нашенский» Стас Михайлов. А все потому, как говорил персонаж кинокомедии «Не может быть!»: «Времена сейчас не те, романтизьму не хватает…»

Что меня всегда раздражало в «оранжерейных королях» и в их последователях, так это эпигонство, гигантомания, пафосность, бутафорство, грузность. Если концертник, так обязательно «Alive On Planet Earth», если обложка альбома, так вся палитра RGB... Скромнее надо быть. Помнится, ELP, Focus и др. звезды прога не чурались именовать свои альбомы выступлениями в таких «тошниловках» как Алберт-Холл, Медисон-сквер-гарден, Клуб Марки, а этим, значит, подавай всю планету сразу… Помните, как в прекрасном фильме Данелия «Паспорт»: «…И ваш Большой театр тоже ничего особенного… Девятнадцатый век…» Да, пожалуй, главным недостатком является то, что ансамбль часто подводит вкус, такт, элементарное отсутствие критического и иронического отношения к себе. В простом наглядном виде это демонстрируют обложки. Безудержное злоупотребление яркими цветами в сюрреалистических фантазиях. Особо выделяются кошмарные обертки дисков «Flower Power», «Adam & Eve». Новый художник Эд Юницкий едва ли внес спасительно сдерживающие коррективы в графику. С музыкой сложнее. Ущербность этого так называемого неопрога особенно заметна на фоне ранних альбомов, вроде «Trespass» или «In The Court Of The Crimson King». Радость от первородного открытия, живой непосредственности заменена сейчас полуфабрикатом в блестящей обертке: фиглярство, чванливая виртуозность, приторно-сладкий мелодизм, сахарная многоголосица. Между «Tresspass» и «Banks Of Eden» лежит пропасть. Иначе говоря, произошла гламуризация прог-рока и его цементирование в набор характерных приемов, ставшими клише. TFK – это самоограничение, возведенное в ранг стиля, бег по строго очерченным в 1970-х годах стилистическим дорожкам, по стадионному кругу. Прог-сюиты длительностью в 20 минут и более стали частью «джентльменского набора» современного прог-рокера, а не интуитивной потребностью первооткрывательства. TFK со свойственным им вселенским гигантизмом в 1999 году опубликовали сюиту «Garden Of Dreams» длительностью в 60 минут. М-да… Иной раз кажется, что 45-минутные рамки винилов заставляли музыкантов быть тщательнее с отбором материала, а значит воспитывали критическое отношение к своей работе. Обработки же Genesis и King Crimson нисколечко не добавляют оригиналам, но зато служат неким определителем «свой-чужой» в неопрог-тусовке, как цвет штанов при чатлано-пацакском режиме. На этом фоне попытки заигрывания с хипповским символизмом и цветами добропорядочными европейцами TFK в солидных летах выглядят… ну как бы это сказать...

Лидер и основатель TFK Ройне Столт поделился такими соображениями о новом альбоме «Banks Of Eden» газете «Коммерсантъ», 7.12.12: «Так что, если учитывать вклад всех участников, было бы крайне странно предполагать, что на выходе получится что-то совсем иное, чем бывало раньше. Еще одна причина отсутствия коренных изменений заключается в том, что наши фанаты были бы разочарованы, если бы мы стали играть метал, или начали использовать драм-машину, или заиграли хаус. Покупая альбом The Flower Kings, слушатель ожидает определенных элементов, связанных с мелодией, со звучанием гитар, клавиш, голосами — моим и Хассе Фреберга, басом Йонаса…» Да-да, эти проклятые фанаты все консервируют группу, а она уж еле терпит, как бы чего-нибудь нового не придумать, словно это новое так и прет, еле сдерживают. Слова о предсказуемости как о преимуществе в устах человека, которому под 60 и который последние лет двадцать хранил музейное постоянство стиля TFK, это слова скорого кандидата в дом престарелых. Пусть даже это шведский дом престарелых, превратившийся, благодаря прогрессивной шкале шведского налогообложения, в четырехзвездочный отель. Простите за мой юмор, но так и представляется Мемориальный дом имени лейтенанта Флетчера Уотерса, где ветераны нео-прога мирно доживают годы за игрой в домино, и лишь по воскресеньям играют друг для друга «старые хиты».


Андрей Гаевский


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА