МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Современный прогрессив рок: Альтернативное размышление

Оптимистически-критический ответ на пессимистически-эмоциональную статью А. Гаевского

                                                                                                                
“Шестидесятым конец, брат!”
(Фильм «Формула 51») 

Видит горы и леса,
Облака и небеса,
А не видит ничего,
Что под носом у него.

(А. и Б. Стругацкие)

Как водичка, караси?
Ничего себе, мерси.
Как дела у карасят?
Ничего себе, рахмат.
Как вообще живете, рыбы?
Ничего себе, спасибо!

(ВМ на тему АБС)
                                                                                         

До чего же мы порой бываем консервативны, да так, что попросту не замечаем, что творится вокруг. А прошлое настолько тянет назад, что многие просто не понимают, или не хотят понимать. что происходит. Отсюда и происходит путаница и подмена одного понятия другим.

Почитав статью Андрея Гаевского "Современный прогрессив. Размышления" я не совсем понял, о чём речь? И почему автор назвал так статью? Ведь кроме эмоциональных нападков на The Flower Kings и на заодно на весь шведский прогрессив рок я толком ничего не увидел. По-моему, автор просто всё напутали. Одно дело- общее состояние современного прогрессив рока, другое- в России. И тут же приводится пример (единственный!), «чтобы не быть голословным» про московский прог фестиваль, который по большому счёту и фестивалем-то не назовёшь- всего 4 группы. Многие, конечно, знают об аховом положении прогрессив рока в России, но это не значит, что везде так.

Ну и я, чтобы не быть голословным, приведу пример. Просто-напросто наберите в поиске Google “progressive rock festivals” и вам сразу выдадут большой список, есть даже сайты, на которых есть списки всех более-менее регулярных мировых прог-рок и прог-металл фестивалей, там же можно и билеты заказать.

Даже в маленьком Израиле в октябре 2012, усилиями фанатов -энтузиастов, прошел двухдневный прог фестиваль, где тоже отметились шведы: «гламурный» The Flower King и совсем не «гламурный» Pain of Salvation. Я потом спросил моих друзей- организаторов фестиваля, чем вызвано приглашение сразу двух шведских групп. А с ними легче всех договориться- ответили мне. Вот оно как. Это к вопросу о вездесущности.

Согласен, мне тоже не нравится гигантомания TFK . 70-80% их неоправданно длинных композиций утомляют, а порой и раздражают. А Pendragon и Dream Theater мне никогда не нравились, первые- за слащавость (предпочитаю родственную им Arena), вторые- за механическую и бездушную подачу материала, впрочем, первые альбомы были ничего. Но не стоит всё мешать в одну кучу, так можно "с водой и ребёнка выплеснуть". А душа, к тому же, взывает к справедливости.

Конечно, я тоже очень желаю успеха, в том числе и коммерческого, талантливым прог-группам, как и Андрей Гаевский. Вот только он почему-то применил слово «современный», назвав для примера датские группы Secret Oyster и Taylor’s Universe. А ведь к прогрессив року они имеют косвенное отношение, да и новыми их не назовёшь. Secret Oyster образовалась в начале 70-х и играли jazz-rock, выпустили 4 альбома и распались в районе 1978. Вновь собрались в 2006 после переиздания их ремастированных альбомов, которые имели хороший спрос и сыграли серию концертов, по итогам которых был выпущен альбом в 2008 и всё, тишина. А Робин Тейлор собрал свою группу в 1993 с целью играть RIO и Avant-prog, чем всегда была сильна Дания. Я понимаю, что уважаемому Андрею нравятся эти группы, они действительно хорошие, но вроде бы разговор шел о чём-то современном.

Вообще-то, Швеция «вышла на авансцену гламурного прогрессива», а по большей части и не гламурного вовсе, не в последние годы, а в начале 90-х. А что мы знали о них до этого? Евро-дисковая ABBA, хард роковая, вернее поп-роковая Europe, да что-то там ещё попсовое, кстати, не такое уж плохое. А из прог-рока знали Kaipa и что-то там ещё, да и то любители.

И вот наступили 90-е, началось возрождение прогрессива и первым делом в 1991 образовалось шведское арт-рок сообщество (может подобное есть и в других странах, но я что-то не слышал). В Швеции стали появляться отнюдь не гламурные группы Anglagard, Anekdoten и другие. Наряду с ними появились и более оптимистические по музыке группы, можно сказать и «гламурные». И TFK создавалась, прежде всего, как оптимистическая альтернатива всему пессимистичному и совершенно безрадостному вроде «гранжа» в конце 80-х. Поэтому и музыка такая пафосная. Другой вопрос- нравится, не нравится. К сожалению, со временем это приелось, "засахарилось" и стало приторным.

Я помню, долго не мог найти первый альбом 1994 года, тогда ещё не TFK, а сольник Ройне Столта «the Flower King», а когда нашел и послушал, был приятно удивлён, что он после стольких лет до сих пор приятно слушается и , в отличие от последних альбомов, нет «приторной засахаренности» и неоправданной гигантомании. Можно сколько угодно ругать TFK и заодно Ройне Столта, но вот, думаю, не стоит принижать его вклад в прогрессив рок и в шведский особенно. Ведь именно благодаря ему многие слушатели узнали о скандинавском прог-роке и особенно о шведском, да и про прогрессив рок вообще.

Почему же именно он? Да так случилось, что он совершенно случайно попал в состав Transatlantic. И случилось это просто потому, что приглашенный ранее гитарист Джим Матеос из Fates Warning не смог по причине большой занятости. А проект этот был создан уже известными музыкантами Майком Портным и Нилом Морсом. Отсюда и интерес к группе, а следовательно и успех. Тут публика и поинтересовалась, а кто же это такой Ройне Столт? И с тех пор пошло гулять выражение «шведский прогрессив». Просто они успели первыми, но при этом, в той или иной мере, потянули за собой всех остальных скандинавов. Я могу навскидку назвать десяток-два прекрасных скандинавских, включая множество шведских, групп и совсем не «гламурных». А ведь я не касался остальных европейских групп, своеобразных французских (послушайте группу Lazuli), итальянских с их классическим симфо-прогрессивом, немецких, да и латиноамериканцы здорово подтянулись в последнее время, про северную Америку я уж молчу.

Больше всего меня просто умилила и даже насмешила одна фраза: «Ущербность этого так называемого неопрога особенно заметна на фоне ранних альбомов, вроде “Trespass” или “In The Court Of The Crimson King”». О, Господи, сколько же раз я слышал подобное. Каких это таких альбомов? А-а, это которые выпущены 43 !!! года назад? Trespass, насколько я знаю, никогда не считался сильным альбомом в дискографии раннего Genesis, тогда уж следовало бы лучше упомянуть Nursery Cryme. Я тоже не фанат нео-прогрессива, но он есть и он разный и не только слащавый. Есть и много хороших сторон. Давайте, всё же, внимательно поглядим вокруг! Да-да, уже 21 век. И чтобы закончить все споры… см. эпиграф 2 к статье.

Всё же давайте вернёмся к… см. эпиграф 1. Так что же мы не заметили и пропустили, занимаясь бесконечными спорами на тему «А вот как было раньше…». А не заметили мы совершенно новое направление прогрессив рока, у которого другой родитель, уже не классический прог-рок. Предки, конечно, те же, но по родственной части это даже не родной брат, а скорее двоюродный. Если выражаться образно, то представьте себе большое дерево прогрессив рока, корни которого уходят глубоко в 60-70-х. А рядом выросли и уже окрепли молодые деревца, которые уже дали свои побеги. И этот рост продолжается, я думаю, последние 7-10 лет.

А началось всё с того, что ближе к середине 90-х начался «бум» на брит-поп. Вроде ничего особенного, взяли разработки Beatles первой половины 60-х, реже- Rolling Stones, и осовременили. Напомню, что Beatles всегда считали себя не рок, а поп-группой. Позднее всё переросло в инди-рок и инди-поп. Параллельно развивался родственный им альтернативный рок. Он даже пересекался во многих местах с брит-поп. Не буду сильно вдаваться в подробности, просто произошло «естественное взросление» очередного поколения «альтернативы» и многие группы начали усложнять свою музыку и экспериментировать. Пожалуй, одними из первыми были Faith no More, Radiohead, Tool и др. И вот все эти эксперименты привели к тому, что в начале 00-х их взоры обратились сначала к металлу, а чуть позже и к прогрессиву. И началось утяжеление саунда с добавлением элементов прогрессив рока и это продолжается по сей день. И вот уже наряду Faith no More, Radiohead, Tool, стали появляться новые группы, которым сопутствовал успех: американцы Coheed and Cambria и Shaolin Death Squad, норвежцы Leprous, французы Lord of Mushrooms и вот относительно новая, но очень интересная канадская группа Incura. Даже ветеран прог-рока и прог-металла Arjen Lucassen решил попробовать себя в этом направлении, выпустив альбом со своим новым проектом Guilt Machine (на мой взгляд, самым интересным), показав свой вариант этого направления в прогрессиве.

Несколько лет назад я слышал термин «альтернативный прогрессив», сейчас же это направление пытаются втиснуть в рамки классификации направлений прог-рока и прог-металла, называя то crossover prog, то eclectic prog, то prog-metal. Но, пожалуй, это неправильно, это другое, это, согласно новому термину, «new progressive». Мы просто подходим к нему с позиций классического прогрессива. Конечно, и классический прогрессив не стоит в стороне и развивается, но это идёт с позиции законов жанра. Поэтому так сложно впитывается что-то новое. И мы можем сколько угодно ворчать и возмущаться, говоря о том, что там мало элементов прогрессива. Но факт есть факт. Это прогрессив по определению, другой прогрессив, новый.

И, чтобы подвести черту, попробую охарактеризовать это направление, не претендуя на абсолютную точность. "New Progressive"- современное, динамично развивающееся направление в прогрессив роке, которое впитало в себя, в разных пропорциях, большинство популярных молодёжных направлений рок музыки последних десятилетий: панк, гранж, альтернатива, металл, прог-металл, брит-поп, классический прогрессив рок.


Николай “Берендей” Веремеев


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА