МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
KING DIAMOND / MERCYFUL FATE


King Diamond / Mercyful Fate. Страна: Дания.

Как и Deep Purple/Rainbow (Purple Rainbow), Van Der Graaf/Peter Hammill (Van Der Hammill), этот конгломерат из одних и тех же музыкантов с Кингом Даймондом во главе можно смело именовать как: Mercyful King - "Благосклонный Король".

Исходный состав Mercyful Fate: King Diamond (настоящее имя - Kim Petersson, vocals), Michael Denner (guitars), Timi Hansen (bass), Hank Shermann (guitars), Kim Ruzz (drums). Оба дебютных альбома записаны ими.
1985 год: Кинг Даймонд хочет называть Проект своим именем. В собственно King Diamond из Mercyful Fate входят трое: Маэстро, Деннер и Хансен. К тому же: Andy LaRocque (настоящее имя Anders Allhage, guitars) и Mickey Dee (drums, позднее в Motorhead). В новом проекте стало обязательным присутствие клавишных (никаких иных существенных отличий между двумя проектами нет): все партии до 1990 года включительно исполнял продюсер группы Roberto Falcao, а затем сам лидер коллектива.
1988 год: изменения в составе. Уходят "МерсифулианцЫ". Новые музыканты: Pete Blakk (guitars), Hal Patino (bass).
1990 год: вместо Микки Ди барабанит Snowy Shaw (Nielsen).
1992 год: переиздание ранних неизданных (но не всех) песен в виде альбома группы, вынесенной через дробь в заголовок этого материала, под названием "Return of the vampire". Музыканты: Маэстро, ЛяРок, Шау, Mike Wead (guitars, позднее - Memento Mori, Abstrakt Algebra), Sharley D'Angelo (bass).
1993 год: снова под вывеской "Mercyful Fate". Составы окончательно перепутались: после того как у оригинального драммера этой группы Кима Разза украли дорогостоящую ударную установку, тот с горя бросил рок-музыку и подался в... почтальоны! Его место занял Шау - уже из состава King Diamond. Остальные те же - Кинг, Деннер, Хансен, Шерманн.
1994 год: уходит Хансен, вместо него в Mercyful Fate перекинут из King Diamond басист D'Angelo. В Mercyful Fate теперь тоже появились клавишные: за ними сам Маэстро. Шау уже второй год "отлучается" в Memento Mori.
1995 год: возвращение проекта King Diamond. Неизменными в составе остаются лишь Сам и ЛяРок. Новички: Нerb Simonsen (guitars), Сhris Estes (bass), Darryl Anthony (drums).
 

Когда под пионерами прогрессив-метала "чистой воды" - без примесей - подразумевают Fates Warning, почему-то забывают про Mercyful Fate/King Diamond. Тем более, что прогрессив американцев из штата Кентукки зиждется не на традиционно классических, как у датчан, структурах, а на хардроково-Rushевских. Таким образом, не забывая о том, что настоящими пионерами металлического прогрессива стали Black Sabbath в период 1973-78 годов, мы имеем в качестве первых их последователей коллектив, вынесенный в заголовок. Да и начали датчане на год раньше Fates Warning. Первый их альбом (1983) на порядок прогрессивнее первенца американцев (1984).

Два первых альбома конгломерата (1983, 1984), одинаковых по качеству, сразу же получили резонанс во многих странах. Возможно, благодаря имиджу группы, которая пошла по стопам Genesis и устраивала на своих концертах настоящие спектакли. Уровень их постановки рос параллельно с музыкальным уровнем ансамбля и достиг своего пика в 1988-89 годах. Кинг Даймонд, этот Габриэль 80-х, в своем театре обошел даже знаменитого шоумена Alice Cooper, а когда Gene Simmons из Kiss заявляет, что Кинг "украл" его маску, вспоминаешь басню Крылова "Слон и Моська"...

Вокал самого Кинга Даймонда - это вообще отдельная книга. Такого голосового разнообразия до сих пор не встречалось нигде. Его пьесы полны мифических персонажей, которые плачут, смеются, постоянно вступают в диалоги и так далее. Даймонд представляет их всех и каждого в отдельности, и даже с трудом верится, что на альбомах поет один-единственный человек. Тональные голосовые оттенки разнообразны как мозаика в калейдоскопе, а уж диапазон Даймонда, кажется, вмещает в себя 4 октавы.

Стартовавший в 1985 году собственно King Diamond продолжил линию предыдущих программ, но курс был взят на ускорение темпа. Еще более жесткие темы здесь уже почти регулярно гармонично обыгрываются виртуозными арто-подобными соло гитар и клавишных, аранжировки нанизываются одна на другую, словно на железную проволочную основу ювелир накручивает кружева из серебряных нитей. Следом за самым "стальным" альбомом "Фатальный портрет" выходит концептуальный проект "Абигейл", на котором в полной мере проявился один из главных козырей группы - непредсказуемость развития музыкального материала.

Дилогия "Them"/"Conspiracy", подчиненная единой концепции эпопея с прологом, развитием, кульминацией и эпилогом в образе нетипичного инструментала "Кремация", сделала из King Diamond мировую звезду первой величины. Как ни странно, эти сложнейшие альбомы попали даже в хит-парад "Billboard", журнала, где обычно размещаются модные проекты типа Nirvana или Stone Temple Pilots. Дилогия - это готический роман про... детство Кинга в одной из его "прошлых" жизней. Действие происходит в старинном особняке Кингова семейства вдали от цивилизации. Особняк полон призраков, гномов и тому подобных невидимых существ. "Them" начинается с того, что вся эта нечисть судачит между собой о бабке Кинга, которая пропала много лет тому назад. Все думали, что она умерла (и правильно думали), но вдруг старуха объявляется в особняке, и из тихого злорадства нечисти в интро альбома становится ясно, что она уже давно заложила душу дьяволу, и все эти злые призраки радуются ее, ожидаемому ими, возвращению с того света: "Наша теплая компания снова вместе, и мы теперь покажем этому семейству!". Кинг каким-то внутренним чувством осознает весь ужас бабкиного появления, и на слова матери "Ну обними же свою бабушку, Кинг!" реагирует диким страхом и побегом в свою комнату. Бабка видит в мальчишке реальную угрозу ее темным замыслам и всячески способствует тому, чтобы того признали психически больным. Узнав о том, что Кинг слышит "голоса" нечисти, врач, естественно, "ставит" ему диагноз. Пацан изолирован, и старой ведьме уже никто не мешает отправить на тот свет любимую младшую сестренку Кинга Мисси, после чего бабка отдает концы вторично - уже на глазах у всех. CD-версия "Them" содержит в эпилоге коротенькую заставку "Телефонный звонок" (на LP ее нет). Кинг снимает трубку и слышит голос помершей бабульки: "Я еще до тебя доберусь!". Дрожащим голосом мальчишка шепчет: "Бабушка, но ты же умерла!". В ответ - тихий злорадный смех...

Вторая часть дилогии "Conspiracy" начинается с причитаний тоскующего по умершей сестренке Кинга. Он зовет ее с того света и в итоге всех переживаний действительно сходит с ума. Его помещают в приют для умалишенных, но тут лечащий доктор вроде начинает прозревать, он становится свидетелем появления в палате привидения старухи, но уже поздно, так как Кинг теперь болен на самом деле. Новые козни ведьмы только добивают его, а вместе с ним и все проклятое семейство.

Вся эта страшная сказка прошла по сценам мира в ходе турне 1989 года со всеми необходимыми для темы атрибутами: специальным оформлением сцены, переодетыми приглашенными актерами, пиротехникой и натуральным сожжением пустого гроба. Глубина и напряженность сюжета под стать Стоккеровскому "Дракуле" и похлеще "Франкенштейна" Мэри Шелли. Музыка просто фантастически непредсказуемая, в Каждой вещи по нескольку десятков различных аранжировок. Гитарные пассажи - классического характера, а акустические партии - кристальной чистоты. Превосходно работают клавишные Роберто Фалькао. Крутейший эпический прогрессив-метал датчан, к тому же прекрасно театрализованный, пока не превзошел никто, по крайней мере, в отношении вокальной составляющей общей музыкальной палитры.

Альбом "Глаз" 1990 года повествует уже о реальных событиях 17 века с реальными же персонажами. Здесь, рассказывается о страшной судьбе 18-летней девушки, которую инквизиция объявила ведьмой. Перед тем, как отправить ее на костер, главный обвинитель, влиятельное церковное лицо, изнасиловал несчастную... Какого бы вероисповедания ни придерживался Кинг Даймонд (да и любой человек), главное - это его мысли и поступки, порождаемые этими мыслями, которые, первичны. И если поступки человека совпадают с общечеловеческими ценностями, а творчество социально и направлено против зла, значит, с головой у него все в порядке. В этом, полном противоречий, мире дело вовсе не в имидже, не в профессии, не в религии.

Позднее творчество Mercyful Fate / King Diamond лидер стабильно удерживает на высочайшем уровне, хотя от концептуального начала в первой из групп отказался зря. Альбом 1993 года, невзирая на раздельные песни, очень умен, виртуозен И ближе всего расположен к пиковому периоду 1988-89 годов. Альбом "Время", напротив, полон ностальгии по ранним Mercyful Fate. Но исполнен он мягче, музыка мелодичнее.

В 1995 году вышел уже давно обещанный очередной альбом под вывеской King Diamond- чрезвычайно скоростной и жесткий, он возвращает слушателя к доконцептуальным временам "Фатального портрета". Как и на диске "Time" - за клавишами сам Даймонд, им же сыграны и некоторые акустические гитарные партии в заглавной вещи альбома. Сложнейшие музыкальные структуры сегодня воспринимаются только искушенным слушателем, в традиционно-металлических кругах коммерческий поддержки группа почти не имеет. Ну и Бог с ними, с этими кругами. Дальнейшее творчество стабильно, но лучшим я считаю альбом 1996 года "The Graveyard" (во всей дискографии артиста). В Mercyful Fate образца второй половины 90-х произошел возврат к корням, но не слишком успешно, и в 2000-м Кинг снова распускает эту группу. Из-за его болезни уже 7 лет нет и новых работ King Diamond, но певец говорит, что точку в его творчестве еще ставить рано. в 2014-м он заключил контракт с Metal Blade на три программных альбома.

 
Дискография Mercyful Fate:
"Melissa"-©1983, "Don't break the oath"-©1984, "In the shadows"-©1993, "Time"-©1994, "Into the unknown"-©1996, "Dead Again"-1998, "9"-1999.
Дискография King Diamond:
"Fatal portrait"-©1986, "ADigail"-©1987, "Them"-©1988, "Conspiracy"-©1989, "The eye"-©1990, "The spider's lullabye"-©1995, "The graveyard"-©1996, "Voodoo"-1998, "House of God"-2000, "Abigail II: The Revenge"-2002, "The Puppet Master"-2003, "Give Me Your Soul Please"-2007.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА