МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
IRON MAIDEN


Iron Maiden. Страна: Великобритания.

Состав исходный: Steve Harris (bass, лидер группы, ведущий композитор), Dave Murray (guitars), Dennis Stratton (guitars), Clive Burr (drums), Paul DiAnno (vocals).
В 1981 году Стрэттона, предпочитавшего более мягкое звучание в хард-роке, заменил гитарист Adrian Smith, ставший одним из основных соавторов Харриса.
Затем певца с короткой стрижкой и припанкованным имиджем Пола ДиАнно сменяет Bruce Dickinson по прозвищу "Сирена".
К записи альбома 1983 года состав, наконец, стабилизируется, когда барабанщиками поменялись Мэйденовцы и французская хард-группа Trust, явно на пользу первых и примкнувшего к ним Niko McBrain.
В 1990 году ради создания собственной группы покидает ансамбль яркий гитарист Смит, а ему на смену приходит Janick Gers (ex-Gillan).
В конце 1992 года решение о сольной деятельности принимает также "Сирена", которого заменил вокалист по имени Blaze Bayley.
2000: возрождение классического состава 1986 года + Gers. С тех пор изменений не было.
 

Вместе с Judas Priest возглавили так называемую "Новую волну Британского хеви-метал" и пошли путем ее усложнения и утяжеления в противовес более коммерческим коллективам "волны" типа Def Leppard. Первые работы представляли собой достаточно своеобразную трактовку традиционного хард-рока, тзвучание которого было помножено на хорошую скорость плюс резко выделяемую жесткость гитарных атак. С некоторыми оговорками, Iron Maiden можно представить как последователей Black Sabbath образца 1978 года. Первый диск получился просто бесподобным: с жестким и почти эпическим материалом, "противовесом" которому послужила пара весьма закрученных баллад в стиле перпловской "Child in time". Успешно отработал и вокалист.

Явственнее наследие Deep Purple проявилось позднее, но уже не в музыке, куда с 1982 года стали все чаще проникать мотивы Black Sabbath, а в вокале. Первые песни, записанные новым певцом Диккинсоном, откровенно показывают, кому тот всегда стремился подражать - Гиллану: его "школа", его интонации, его манера... Лишь к 1984 году Диккинсон выровнял свой голос, который отныне стал своеобразным, благодаря чему он не раз признавался лучшим вокалистом года в "Metal Hammer".

Коммерчески успешными получились все альбомы периода становления с 1980 по 1983 годы, но истинную ценность несли первый и четвертый (1983). В 1984 год Iron Maiden вступили как одна из самых виртуозиых и "закрученных" команд металла. Диск "Powerslave" просто переполнен отменными аранжировками, которые повлияли на творчество Fates Warning.

Самым же значительным и наиболее глубокомысленным стал очередной диск 1986 года. Здесь музыканты достигли своего профессионального апогея, а авторское вдохновение Харриса и Смита (в этом альбоме над материалом работали только они) широко раздвинуло рамки "металла". Этот знаменательный успех еще долго - по инерции - предоставлял очередным Мэйденовским альбомам высокие места в серьезных таблицах.

Если диск 1988 года благодаря двум-трем вещам (особенно одноименной) еще более или менее соответствовал выставленной ему отличной оценке в "Хаммере", то оба последующих альбома оказались пародией на прошлые подвиги. Последователи в лице Helloween, а также развивающееся движение металлического прогрессива, тогда откинули англичан далеко назад. Как следствие кризиса, начались движения в направлении сольных карьер, которые, как известно, в 9 из 10 случаев не позволяют даже приблизиться к потенциалу основной группы. Редкие исключения (Steve Hackett, Ozzy Osbourne, Dio, Rick Wakeman) едва ли могут служить примером для сотен и тысяч посредственных музыкантов, которые в угоду личным амбициям лишают самих же себя внимания со стороны публики.

Вышедший в середине октября 1995 года очередной альбом с новым вокалистом Blaze Bayley полностью восстанавливает реноме Iron Maiden как одного из выдающихся коллективов современной металлической сцены, а Стива Харриса, в частности, как композитора с серьезными амбициями. Как и легендарный диск 1986 года, этот проект тоже атакует прогрессивные территории. В позднем творчестве, после возвращения в состав Диккинсона в 1999-м, музыка группы стала становиться все мягче и проще, по сути, представляя собой классический хард-рок. Меня она не слишком вдохновляет, но, тем не менее, в 2013-м Iron Maiden официально вошли в "триумвират" жанра вместе с Black Sabbath (названы группой №-1) и Led Zeppelin (№-3), заместив Deep Purple. И, как оказалось впоследствии, не зря! Их новейший альбом 2015 года - первый студийный "двойник" в их дискографии - стал одной из лучших и наиболее прогрессивных их работ!

 
Дискография:
"Iron Maiden"-©1980, "Killers"-©1981, "The number of the beast"-©1982, "Piece of mind"-©1983, "Powerslave"-©1984, "Somewhere in time"-©1986, "Seventh son of the seventh son"-©1988, "No prayer for the dying"-©1990, "Fear of the dark"-©1992, "The X factor"-©1995, "Virtual XI"-1998, "Brave New World"-2000, "Dance of Death"-2003, "A Matter of Life and Death"-2006, "The Final Frontier"-2010, "The Book of Souls" (2CD)-2015.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА