МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
ELP


ELP (Emerson, Lake, Palmer). Страна: Великобритания.

Состав: Keith Emerson (keyboards), Greg Lake (bass, guitars,vocals), Carl Palmer (drums).
В 1986 году букву Р "занимал" Cozy Powell (ex-Rainbow, Whitesnake, Robert Plant, позднее - Black Sabbath).
В 1992 году группа реформирована в оригинальном составе.
 

Одно из самых высоких мест в арт-роковой иерархии. Ведущие пропагандисты классики. Основные характеристики: чрезвычайно сложная, особенно в раннем периоде (1970-'73), преимущественно скоростная музыка, фактически представляющая собой классику с ритм-секцией. Именно этот фактор, когда бас-гитара, и барабаны ритмически выделяют основные темы, способствует тому, что подобная музыка становится более доступной. В рок-музыке ELP являются ведущей группой, открывающей дорогу к классике, основной ступенью к ее пониманию. Творчество группы - наглядный пример этого факта.

Они собрались в самое нужное время, когда интерес к интеллектуальной музыке вообще носил массовый характер. Синтез рока и музыки барокко Эмерсон начал еще в своей первой группе Nice (см). Оба других музыканта также имели опыт работы в серьезных коллективах: Лэйк пришел из King Crimson, a Палмер из Atomic Rooster. Одной из особенностей ELP является почти регулярное использование в своих программах обработок классических произведений вместе с собственными работами. Наибольшего внимания со стороны ELP удостоились русские композиторы Модест Мусоргский и Сергей Прокофьев (особо внимательно см. также Mekong Delta).

Стилистически примерно равны все пять первых альбомов группы, которые уже сегодня являются современной классикой. На дебютном диске - ни намека на наивность: сложные и глубокие пьесы, отработанные на самом профессиональном уровне. Определенные параллели можно было проводить с творчеством, к примеру, Бетховена, более легкие структуры а-ля Моцарт проявятся во втором альбоме 1978 года.

Диск "Tarkus" получил уже международное признание от Европы до Японии и Америки. Это была первая концептуальная программа ELP. Абсолютным же триумфом стал выпуск обработки произведения Мусоргского "Картинки с выставки", которое благодаря трем англичанам стало достоянием самых широких масс, о чем едва ли бы мог мечтать сам Модест Петрович. Особенно кстати пришлась гитарная акустика, и порой кажется, сильная скрипично-клавишная заоркестрованность Классики отталкивает многих ее потенциальных потребителей именно узким использованием инструментария. Гений рок-музыки в том, что четверо-пятеро, работая на разнополюсовых музыкальных инструментах, достигают мощной полифонии с индивидуальными интонациями. А после такого реверанса со стороны ELP в отношении русского классического наследия, не мешало бы тупики, примыкающие к улице Мусоргского в Москве или Петербурге, назвать именами его достойных учеников.

Диски 1972 и 1973 годов выполнены в ключе, характерном для творчества ELP в целом: "своя" классика плюс одна-две обработки (Гинестера, Холст и другие). Альбом "Brain Salad surgery" стал самым глубокомысленным произведением ансамбля за всю его историю. После годового триумфального турне под символическим названием "Добро пожаловать на представление, которое никогда не закончится!" с явной проекцией и намеком на классику, группа надолго засела в студии. К сожалению, двойной альбом 1977 года "Произведения", где музыканты решили показать личные композиционные способности каждого (сторону "А" этого "двойника" написал Эмерсон, "В" - Лэйк, "С" - Палмер, и только "D" сотворили сообща) напомнил всем, что не все то глубокомысленно, что сложно. Переаранжированные, громоздкие композиции вызвали отрицательный резонанс. Тогда ELP выпускают "Произведения, часть 2", где, в противовес предыдущей программе, представляют простенькие песенки, почему-то замешанные на ... рок-н-ролле. Это был самый слабый проект группы в 70-х.

Второй альбом 1978 года "Пляж любви" наряду с глубокой и виртуозной музыкой стороны "В" (особенно выделяется пьеса "Canario") показал, что ансамбль может исполнять и "эстрадную" классику. Небезынтересный в целом диск не смог спасти музыкантов от вездесущего кризиса, и они распались.

Последовали малоинтересные сольные работы, развлечения в Asia, пока в 1986 году ELP не стали Emerson-Lake-Powell. Очень приличный они выдали тогда альбом, на котором лучше всех отработал ударник. В целом, он был выдержан в раннем стиле и пришелся на период, когда подобная музыка вообще была в андерграунде (то есть почти буквально в подполье), а гремели Modern Talking и иже с ними.

Затем группу официально покинул Лэйк, в направлении Black Sabbath двинулся универсальный Кози. Казалось, что это конец. В 1988 году корпорация Atlantic Records с помпой отмечала свое 40-летие, трансляция празднества с участием даже собравшихся по такому поводу Led Zeppelin с сыном Джона Бонэма - тогда 17-летним - Джейсоном на ударных, велась почти на весь мир. Не могли не быть приглашенными и музыканты ELP. После категорического отказа Лэйка воссоединившиеся Эмерсон и Палмер пригласили гитариста/басиста/певца из второго состава GTR, американца Robert Berry, наскоро повторили несколько старых пьес ELP и под гром оваций успели выступить на празднике "Атлантик". Это побудило их к написанию новой программы, но так как авторскими правами на ELP в равной степени владели Эмерсон и Лэйк (да и как быть с аббревиатурой?), новую группу назвали The Three ("Троица"). Записанный в 1988 году диск стал предвестником реанимации ELP в оригинальном составе. Тем более, что старые легенды арт-рока взяла под опеку вновь организованная фирма Victory Records.

Но, увы, два новых альбома группы (в "Черной Луне" присутствует обработка произведения Сергея Прокофьева) не возвратили ансамблю былую славу. Музыка оказалась далека от заумного раннего творчества; скорее, это проекция стилистик "Пляжа любви" и Троицы в еще более выраженную (но не яркую) мелодику, причем, последний альбом - полностью провальный. Как ни странно, больше ELP не воссоединялись, закончив свое творчество на самой заурядной ноте.

 
Дискография:
"Emerson-Lake-Palmer"-©1970, "Tarkus"-©1971, "Pictures at an exhibition"-©1971, "Trilogy"-©1972, "Brain salad surgery"-©1973, "Works" (2LP=2CD)-©1977, "Works volume 2"-©1978, "Love beach"-©1978, "Emerson-Lake-Powell"-©1986 , "To the Power of the Three" (as 3), "Black moon"-©1992, "In the hot seat"-©1994.
Keith Emerson-solo: "Inferno"-©1980, "Nighthawks"-©1981, "Honky"-©1983.
Greg Lake-solo: "Greg Lake"-©1981, "Manouevres"-©1983, "Believe in father Christmas"-©1986.
Carl Palmer-solo: "PM-1"-©1980.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА