МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
DREAM THEATER


Dream Theater. Страна: США.

Состав исходный: John Petrucci (guitars), Kevin Moore (keyboards), Charlie Dominici (vocals), John Myung (bass), Mike Portnoy (drums).
1992 год: вместо Чарли Доминичи поет канадский француз James LaBrie.
1994 год: после записи альбома "Awake" группу покидает один из лидеров - Кевин Мур. 1997 год: клавишником стал Derek Sherinian, не слишком виртуозный музыкант.
В 1999-м его заменил ас Jordan Rudess (из группы Dixie Dregs) - он в группе и по сей день.
В конце 2010-го уходит барабанщик Портной, замена ему Mike Mancini.
 
Современная живая легенда стиля прогрессив-метал, одна из ведущих групп этого жанра, в техническом отношении, возможно, первая. В этой американской группе до сих был представлен очень симпатичный интернациональный контингент: единственный американец Мур, итальянец Петруччи, француз ЛяБри, китаец Мьюнг и еврей Мойше Портной. Позже Мура заменил американец, а еврея - итальянец. Впрочем, это все лирические отступления, к творчеству этой замечательной команды никакого отношения не имеющие.

В творческих же реалиях Театр Грез решил уравновесить на своих музыкальных весах симфонический арт-рок и хеви-метал. И если первый диск с неприятно высоким и стандартным вокалом Доминичи является лишь арт-роковым развитием идей Fates Warning (см), то второй альбом представил слушателям потрясающую в своем великолепии картину современного арт-рока, выраженного металлическими средствами. И хотя корни всего этого торжества прогрессива совершенно очевидно принадлежат Kansas (см), таких средств выражения до сих пор еще не встречалось ни у кого. В техническом отношении Dream Theater наверняка являются лидерами по всем рок-направлениям. Развернутые эпические полотна альбома "Images and words" ("Образы и слова") полны в равной степени клавишно-акустических структур арт-рока и скоростных виртуознейших кусков металлического прогрессива. Несомненно, эталонными для современного прогрессива являются 12-минутные композиции "Мегаполис" и "Учимся жить". Мариллионовскими интонациями веет от нежной клавишной баллады Мура...

75-минутный (по существу, "двойник") альбом 1994 года повторил успех предыдущего проекта. Композиции, быть может, не столь ярки, но во второй части программы даже более глубокие. Все это говорит об огромном творческом потенциале Dream Theater, и совершенно неожиданным оказался уход Кевина Мура из группы, который организовал собственный Ambient-проект Chroma Key и стал активно сотрудничать с Fates Warning.

Вышедший в 1995 году альбом "A change of seasons" включил в себя 23-минутную одноименную эпическую вещь, которую музыканты намеревались включить еще в "Images and words". Переигранная заново, лишь она делает альбом привлекательным для фанов группы, т.к. остальной материал состоит из концертных обработок известных произведений Genesis, Kansas, Led Zeppelin и даже некоторых посредственных помп-хардовых групп (типа Journey). И уж просто "доканал" диск 1997 года: пятеро американцев неамериканского происхождения выдали чисто американский (уж простите за тавтологию) помп рок лишь с элементами прогрессивной музыки, причем в немногих композициях. Диск звучит 80 минут, а новый клавишник играет также, как играл у Купера - в основном, фоново.

С приходом в группу виртуоза Jordan Rudess в 1999-м Dream Theater восстановили свое прогрессивное реноме, однако полностью - ненадолго, по крайней мере, на мой взгляд. После превосходного во всех отношениях альбома "Scenes from the memories", который, к сожалению, по продажам уступал любому из предыдущих, команда решила ужесточить звучание и... утратила львиную долю своей оригинальности, пополнив ряды исполнителей прогрессивного техно-трэша, хотя о балладах слащавых своих не забыли, помещая их, как и прежде, на второй трек.

Сменив стиль на прогрессивный, высокого качества, но, тем не менее, в основе своей традиционный Thrash Metal (причем, с оттенками экстремального), коммерчески группа достигла небывалых высот, стабильно занимая места в первой десятке хит-парадов основных стран-потребителей стиля. С другой стороны, однако, если ранее они были действительны оригинальны, оказав влияние на сонм прог-метал команд нового поколения, то теперь сами подвергаются сравнениям, особенно частым с Metallica и Megadeth. Впрочем, на последнем пока альбоме (2013) они местами докатились даже до банального хард-рока. Группа снова стала на коммерческую стезю, что - уже в очередной раз - показал и последний на сегодня ее альбом (2CD), с целым рядом слащавых баллад, "разбавляющих" и без того довольно слабый, местами откровенно коммерческий, материал.

 

Дискография:
1989 - "When dream and day unite"
1992 - "Images and words"
1994 - "Awake"
1997 - "Falling into infinity"
1999 - "Scenes from the memory"
2002 - "Six degrees of inner turbulence"
2003 - "Train of thought"
2005 - "Octavarium"
2007 - "Systematic Chaos"
2009 - "Black Clouds & Silver Linings"
2011 - "A Dramatic Turn of Events"
2013 - "Dream Theater"
2016 - "The Astonishing"

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА